Тульская историческая весна - 2023

154 лу разнящегося менталитета и культурного поля. Для понимания феномена «русской дачи» актуально сравнить разные подходы. Обращаясь к работам С. Б. Поморова и К. И. Аксельрод, стоит отметить, что они проводили исследования в рамках истории повседневности, делая ак- цент на изучении эволюции частной жизни. Стивен Ловелл использовал антро- пологический подход, что позволило ему акцентировать внимание на ментали- тете и картине мира дачников. Вопрос трансформации дачи на протяжении ХХ столетия рассматривается по-разному. Для начала обратим внимание на периодизацию, предлагаемую учеными. Российские исследователи оценивают процесс как единый, плавно- изменяющийся, особо не выделяют четкие временные рамки, в которых про- исходят изменения. В их работах отсутствует периодизация. С. Б. Поморов и К. И. Аксельрод обращают внимание лишь на ключевые события, которые существенно сказались на развитии дачной жизни: НЭП, появление Садовод- ческих движений в 1929 г., Великая Отечественная Война, утверждение Устава садоводческих объединений в 1956г., а также его новые редакции 1985 г. и 1991 г. Главы в работах посвящены отдельным составляющим дачной жизни и их из- менениям в советский и постсоветский периоды [3; 1]. Стивен Ловелл выделяет три периода в истории дач в советское время: 1917–1941, 1941–1986 и период постсоветской субурбанизации. Английский профессор в основу своей перио- дизации поставил вопрос о взаимосвязи политики государства и течении дач- ной жизни, изменениях ролей дачи советского и постсоветского периодов. Ве- сомое место в исследовании уделено самим дачникам, изучаются вопросы о собственности, развитии огородничества, решении продовольственной проб- лемы, появлении особняков и пр. Сюжеты, которые рассматриваются в отечественных и зарубежном иссле- дованиях, также имеют различия. Российские историки в своих работах рас- сматривают планировку поселков, архитектурные особенности строений, влия- ние собственников на внешний вид дачных домов. В качестве источников при- влекаются нормативные акты, чертежи поселков и построек. Отдельные главы посвящены «второму жилищу», а также его функциям в ХХ – начале XXI вв. С. Ловелл, в свою очередь, использует как источники художественную литера- туру, статистические материалы, дневники и воспоминания. Он сравнивает дачную жизнь дореволюционной и советской России, пытается разобраться, как модернизация ХХ в. влияла на традиционную русскую дачу. Российский ан- трополог И. Утехин отмечает, что Ловелл провел исследование в рамках исто- рической антропологии и использовал максимально широкий круг источников [4, с. 342–343]. Кроме публицистики, художественной литературы, источников личного происхождения и архивных материалов, Стивен Ловелл проводил свои этнографические исследования, которые были направлены на изучение дачи в советском и постсоветском пространстве. Иллюстративный ряд представлен у всех исследователей, однако, профессор Ловелл предоставляет более полный

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=