Тульская историческая весна - 2023
130 Во второй половине XIX в. на фоне нормализации взаимоотношений меж- ду гражданской властью и «расколом», «духовное начальство» развивало новые методы борьбы со старой верой, т. к. больше опереться на административные инструменты практически не могла. П. С. Смирнов выделил три инструмента для борьбы с людьми древнего благочестия: миссионерство, единоверие и шко- лы [5, с. 167–273]. Исходя из этой градации, мы можем сделать вывод о мето- дах борьбы: прямые – миссионерство, косвенные – единоверие и опосредован- ные – школы. В рамках данной работы мы затронем только школу. Школа как инструмент борьбы с «расколом», выступала как опосредован- ный метод, т. к. конечной целью школы было не только прививание «правиль- ных» религиозных представлений, но и решение комплекса образовательных задач. Сама идея воспитания детей «раскольников» на началах «православия» возникла еще при Николае I [5, с. 256]. По всей видимости, она имела широкое хождение и в рассматриваемое нами время [3, 4]. Этот инструмент зиждился на обязательном предмете в начальной школе «Законе Божьем» и «Катехизисе» в среднем звене образования. Можно предполагать, что на популяризацию дан- ного инструмента повлияли реформы образования Александра II, хотя сперва это было вызвано определением Св. Синода 1859 г. о расширении сети церков- но-приходских школ, а затем законотворчеством императора, которое привело к расширению сети народных школ [2, с. 37–39]. В 1868 г. обер-прокурор Свя- тейшего Синода Толстой Д. А. в отчете выразил свои надежды на успех приви- вания «правильного православия» в школах [3, 4]. По итогам миссионерского съезда 1892 г. Св. Синод указывал на необходимость открытия приходских школ там, где их нет «так как сии школы служат охраною православия и спо- собствуют разъяснению предметов истинной веры» [1, с. 41; 3; 4]. Надежды на эффективность школы как инструмента в борьбе с «раскольниками» возлагал и протоирей Г. И. Панов (Панов Г. И. Материалы для истории сектантства в Тульской губернии // ТЕВ. 1886. №18. С. 204). Скворцов Д.И., рассуждая об эффективности данного инструмента, отмечал при проверке школьного обуче- ния детей раскольников: «Одна из них дочь уставщика Уликова, – прочитала Символ веры и молитву «Достойно есть», и они прочитали эти молитвы без тех особенностей, какие имеются в них по старообрядческому чтению. Так церков- ная школа сглаживает в детях пункты религиозных разногласий между право- славием и старообрядчеством, постепенно подготовляя, таким образом, из рас- кольничьих детей будущих верных чад Церкви» (Скворцов Д. И. Наблюдения и впечатления миссионера // ТЕВ. 1902. № 6. С. 20). В этой связи может возникнуть вопрос, почему старообрядцы, у которых бы- ло право уже по итогам реформы 1864 г. не изучать «Закон Божий» по никониан- ским текстам, не пользовались этой уступкой? Думается, что это с одной стороны было вызвано тем, что подобное заявление о своих правах было схоже с публич- ным заявлением о своих религиозных воззрениях, а с другой, отдельные предста- вители староверия могли не видеть в этом проблему. Нужно отметить и то, что староверы в целом со скепсисом смотрели на светские дисциплины [6, с. 282–283].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=