Тульская историческая весна - 2023

126 край. В Чифу находилась резиденция подрядчиков-китайцев, без помощи кото- рых ни один работник не попадал за границу. Собравшись в группу шаньдун- цы, обращались к одному из таких подрядчиков с просьбой выделить кредит на отправку в Приамурье. Подрядчик организовывал место в гостинице для при- бывания работников в Чифу. Владелец гостиницы заказывал паспорта на ра- ботников у Таможенного Даотая (китайская морская таможня), внося за них плату, затем паспорта визировались в таможенной службе Российской Импе- рии. Затем происходила закупка билетов на пароход, а также питания, за счет владельца гостиницы, однако эти расходы, в конечном итоге, ложатся на плечи работников и записываются на их счет в долговую книжку. Другой способ комплектования рабочих, связан с непосредственным най- мом рабочим самими заказчиками. Зачастую рабочие китайцы заблаговременно нанимались китайскими и русскими подрядчиками в провинции, после чего им выделяли задаток и доставляли в г. Владивосток. Каждую группу наемных ра- бочих осматривал судовой врач, за отпряденную плату. Перевозка совершалась на иностранных судах, которые фрахтовались в Чифу такими пароходными компаниями как Diederichsen & Co (Агентство Hamburg America Linie), Anz and Co, Commercial Steam Navigation Co. К XX в. формируется тенденция китайских судоходных компании монополизировать доставку работников в г. Владивосток [3, с. 10]. Русские пароходы перевозили работников довольно редко, только в разгар эмиграции, в связи с недостаточно развитым дальневосточным флотом [3, с. 10]. Вторая по количеству и масштабности эмиграции группа – это корейцы. В начале корейские крестьяне переселялись семьями, а позже началась сезон- ная рабочая миграция. Приток корейских подданых в регион и, в частности во Владивосток, связан прежде всего с внутренними политическими, социальными и природными факторами в Корее 1860-х г. Из-за неблагополучных условий существования корейские крестьяне пересекали русскую границу и основывали поселения на территории Российской империи. Основной маршрут перемеще- ния, в связи с общей границей и слабой развитостью как российского, так и ко- рейского каботажного плаванья был сухопутным. Так жители приграничных корейских городов и поселений, распложенных на берегу реки Туманган, тайно переходили границы и оседали на территории Российской Империи. В это же время первые корейцы появились и во Владивостоке. В 1884 году были установ- лены официальные отношения Российской империи с Кореей, а двумя годами ранее в Корее отменили карательные меры по проистечению миграционных по- токов, и в Россию стали прибывать не только семьи, которые скрывались от ко- рейских социально-экономически проблем, но и сезонные рабочие. В свою оче- редь, приток сезонных рабочих был связан с работами, которые чащи всего нахо- дились в крупных городах и поселениях, где корейцы все чаще потом оседали. С развитием торговли в 1880-е гг. участились случаи доставки российских товаров корейцами, которые на своих небольших лодках в летний период от- правлялись во Владивосток и Посьет. Это были рискованные плавания, нередко

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=