Тульская историческая весна - 2023

11 тели Сиде были чужеземными переселенцами, и они вполне могли прибыть с памфилийцами, которые, как следует из их названия, были смешанным мно- жеством племен. Возможно даже, что они происходили из эолийских Ким, но происходили не из числа греческих колонистов этого города, а принадлежа- ли к коренному населению, изгнанному этими колонистами. Подобная мигра- ция аборигенного лелегского населения ионических городов зафиксирована в греческой легенде [6, с. 124]. Основание третьего города, Аспенда, античной письменной традицией приписывается аргосцам. Так римский географ Помпоний Мела пишет: «На высоком холме, с кото- рого видно то место моря, где происходило это сражение, расположен город Аспенд, основанный аргивянами и затем захваченный соседними племенами» (Mela XIV, 69). Информацию Помпония Мелы подтверждает Страбон: «Затем следует очень большое озеро Каприя, а за ним – река Евримедонт, в 60 стадиях вверх по течению которой расположен город Аспенд с довольно многочисленным насе- лением, основанный аргивянами» (Strabo XIV.IV.2). Мифологическая традиция же приписывает основание Аспенда Мопсу. Д. А. Баранов считает, что подобный факт обращения памфилийцев и к Мопсу, и к Калхасу как к основателям своих городов мог быть вызван острым желани- ем повысить свой статус [1, с. 32]. Ранние монеты города имеют легенду Estweddiiys, что X. Боссерт интер- претировал как эквивалент имени владетеля Asitiwada. В. П. Яйленко считает, что трактовка наталкивает на теорию о том, что Аспенд был основан в VIII в. Азитивадой. Этот деятель принадлежал к «дому Мопса», и именно отсюда по- шла традиция, приписывавшая основание города непосредственно самому Мопсу [4, с. 151]. В. П. Яйленко приходит к выводу о том, что пример с Азитивадой и Моп- сом показывает, что сведения мифологической традиции, обычно непонятные нам вследствие недостатка информации, могут содержат довольно достоверные сведения об основании городов и об их ойкистах [4, с. 152]. Таким образом, города Памфилии стремились привязаться к мифологиче- ской традиции, не всегда надежно подкрепляемой источниками, но имеющей определенные основания. Исторически же они прочно попадают в греческую орбиту, начиная с эпохи эллинизма. Библиографический список 1. Баранов Д. А. «Греки в стране Аполлона»: отображение процесса дорий- ской и эолийской колонизации Ликии в памятниках эпиграфики, археологии и нарративных свидетельствах // Via in tempore. История. Политология. 2022. Т. 49. № 1. С. 29‒43.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=