Тульская историческая весна - 2023

100 ская культура все равно оставалась доминирующий в западных губерниях. [7, с. 184]. На наш взгляд, это можно оценивать как еще один аргумент в пользу оборонительного характера религиозной политики в польских землях. На дру- гих западных землях, где проживали белорусы и украинцы, в православие было обращено гораздо больше людей, что, безусловно, предотвращало польскую религиозно-культурную экспансию. Другим важным моментом для анализа религиозной политики в Польше, является вопрос об отношениях папского престола с Российской империей. Его большая значимость была отмечена О. С. Каштановой [8, с. 409–411]. Б. В. Но- сов упоминал о взаимоотношениях Николая I и Григория XVI по вопросу назна- чения епископами Т. Любеньского и П. Котовского, что, к слову, было выгодно императору для формирования консервативного аппарата из польской церкви, а также отношении папы римского к восстанию 1830–1831 гг. [10, с. 66, 147]. Изначально, придерживаясь консервативных взглядов [21, p. 336], Папа Григорий XVI не одобрял польское восстание 1830–1831 гг. В 1832 г. была опубликована энциклика «Cumprimum», в которой он обвинял поляков в не- подчинении законной власти и предлагал им искать источник бед в «…не- которых торговцах обманом и ложью, которые под предлогом религии, вос- ставшие в это бедственное время против законной власти князей» [20]. Григо- рий XVI боялся революционных поползновений в Европе, которые могли при- вестии к ослаблению его власти. Постепенно позиция Папы по отношению к польскому вопросу измени- лась. После воссоединения православных и униатов в 1839 г. надежд о сотруд- ничестве у Григория XVI становилось все меньше. Диалог, тем не менее, про- должался, император писал И. Ф. Паскевичу следующее: «Жду от тебя ответ на записку по устройству католической церкви в Польше; оно тем нужнее мне, что я пишу Папе весьма сильно и решительно, чтоб вразумить всю опасность для его власти, принятой им системы; пора этому положить конец» [14]. Вылилось все это в аллокуцию 1842 г., которую Папа начинает со слов: «Не раз, препо- добные братья, с этого же места мы открывали вам ту тоску, которая угнетает наше сердце из-за бедственного положения католической церкви в Российской империи» [19]. Данная позиция Папы касалась только религиозного вопроса. Восстание, как и прежде, он не поддерживал. Были и поиски компромиссов. Например, конкордат 1847 г. между Римом и Россией, по которому Папа Пий IXпризнавал легитимность власти России над Польшей, кроме того, в России появилась новая епископская кафедра в Херсо- не [17, с. 159]. Контакты между Папой римским и императором Николаем I не прекращались и проходили красной нитью по всей церковной политике прово- димой в Царстве Польском. Императору иногда приходилось вставать в оппо- зицию папскому престолу, но не для того, чтобы изжить католиков, а для того, чтобы подстроить церковь под нужды империи, выставив на должности лояль- ных людей. В то же время Николаю I удавалось удерживать легитимность влас- ти над Польшей перед Григорием XVI.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=