Тульская историческая весна - 2023
10 ческими переселенцами на прибрежной равнине был основан ряд городов, наиболее важными из которых были Перге, Сиде, Аспенд. О точном времени происхождения Перге единого мнения не существует. По одной из версий, основание города произошло еще в далекий догреческий период. С. Н. Прокопенко в работе «Перге в позднеантичный период» отмечает, что древнейшее поселение на территории Перге возникло в XIII веке до н. э. на возвышенности с площадью 2500 м кв. Эти сведения были получены из брон- зовый таблички, найденной в столице Хеттского государства – Хаттусе. Не- смотря на упоминание Перге в табличке, археологических данных, которые бы подтверждали теорию о создании города в столь ранний период, нет [3, с. 76]. Мифы и легенды связывают основание Перге с прорицателем Калхасом (Калхантом) – одним из персонажей «Илиады», жрецом и прорицателем, кото- рый после окончания Троянской войны отправился в путешествие по Малой Азии. По одной из версий, в Колофоне или Киликии Калхас встретил прорица- теля Мопса. Вдвоем они отправились в Памфилию, где и основали город Перге. В статье «Еще раз к вопросу об ахейцах в Киликии в XII в. до н. э.» А. А. Немировский и А. В. Сафонов объясняют появление подобного мифа воспоминаниями о движении «народов моря», их переселении [2, c. 952]. А. А. Немировский и А. В. Сафонов отсылают к тексту Страбона (Strabo XIV.IV.3), который говорит о происхождении памфилийцев от народов, пред- водимых Амфилохом и Калхасом. После смерти Калхаса часть его людей под предводительством Мопса перешли Тавр и остались в Памфилии. По мнению авторов, этот миф не совсем лишен исторического ядра, поскольку можно предположить, что образы Амфилоха и Калханта представляют легендарный прототип ахейских переселенцев, а образ Мопса олицетворяет переселенцев из области Западной Малой Азии. Следующий город, Сиде, также претендовал на греческое происхождение. Это происхождение упоминается не только древнегреческим историком и гео- графом Аррианом, который предположительно получил свою информацию из источника, современного Александру Македонскому, но и Скилаком, то есть поколением ранее. Легендарная история об основании Сиде, рассказанная Аррианом, не- обычна (Arr. Anab. 1, 26, 5). Сиде был основан колонистами из эолийских Ким, которые по прибытии сразу же забыли греческий и заговорили на варварском языке, который, однако, не был языком их варварских соседей, а был свойстве- нен городу. Последняя часть легенды любопытным образом подтверждается ранней чеканкой Сиде, которая, в отличие от чеканки третьего города, Аспенда, не вписана в разновидности греческого алфавита, но несет таинственные символы, которые до сих пор не поддались расшифровке. Британский историк античности Арнольд Джонс приходит к выводу о том, что претензии Сиде на греческое происхождение, несмотря на его древность, весьма сомнительны. Легенда, однако, действительно указывает на то, что жи-
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=