Тульская историческая весна - 2022

95 ленности народонаселения с 1815 по 1914 гг. составил 132,1 млн человек [1, с. 20]. Причиной этому стал не только естественный прирост, но и присоединение но- вых территорий к России, а также миграция иноземцев. В Тульской губернии также можно проследить прирост численности населения: в 1863 г. проживало всего 1 152 462 человека, в 1914 г. – 2 022 498 (см. табл. 1). Данная статистика демонстрирует то, что несмотря на развитие революционного движения, росли губернии, которые имели дополнительные рабочие места для жителей соседних городов, уходящих на заработки. Кроме того, дворянство, купечество, мещан- ство и другие слои населения экономически способствовали становлению горо- дов. Всё это обеспечивало тесное социальное взаимодействие. Юношей и девушек с детства готовили к семейной жизни, они часто уже в возрасте 16–20 лет вступали в брак. Христианский брак начинался с обряда венчания, который знаменовал освящение союза мужчины и женщины, благо- дати Божией на создание семьи. Новый завет гласит: «А вступившим в брак не я повелеваю, а Господь: жене не разводиться с мужем, – если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим, – и мужу не оставлять жены своей» [2, с. 209]. Патриархальность общества XIX–XX вв. делала это таинство ещё более значимым. По Уставу духовных консисторий 1883 г. браки «прекращаются смертью одного из супругов» [5, с. 84]. В совершенстве, развен- чание было недопустимым, так как православный брак для Бога был заключён как на земле, так и на небе, его расторжение влекло за собой несение ответствен- ности всю дальнейшую жизнь. Численность заключённых браков в Тульской гу- бернии менялась на протяжении 1863–1914 гг. (см. табл. 2). Её уменьшение объ- яснялось составителем Обзоров Тульской губернии тем, что большая часть насе- ления уходила на заработки в другие губернии и заключала браки там же [3, с. 13], а увеличение – улучшением экономического быта населения и устройства медицинской помощи [4, с. 5]. Но решение о расторжении брака могло было быть принято епархиальным судом, так как человек слаб и греховен. Процесс разлучения проходил в строгости, истцу нужно было предоставить все доказательства виновности ответчика. Так, Тульская духовная консистория при рассмотрении прошения крестьянки о раз- лучении с мужем по причине его ссылки в Сибирь заключила необходимость предоставления метрической выписи о браке и копию судебного решения о нака- зании мужа и постановила, что до выполнения требований «закон делу о растор- жении брака ея не может дать движения» (Государственное учреждение «Госу- дарственный архив Тульской области» (далее – ГУ ГАТО). Ф. 3. Оп. 13. Д. 1206). Данные первой Всеобщей переписи 1897 года о семейном положении населения наглядно показывают, что процент разведённых был сравнительно небольшим (см. табл. 3). Это могло свидетельствовать как о желании сохранения святости брачного союза, так и о том, что судопроизводство по разлучению супругов было непростым и нежелательным в государстве, для которого брак имел значение де- мографического развития. Инициаторами развода были и женщины, и мужчины. При рассмотрении архивных дел Тульской духовной консистории можно было заметить, что жёны

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=