Тульская историческая весна - 2022

87 является декрет в честь Сириска, который увековечен на плите из белого мра- мора, украшенной фронтоном с изображением лаврового венка. Около театра греки ставили стелы с высеченными на них именами победителей в мусических состязаниях. Обломок одной из таких надписей (IPE I2. 433) найден вблизи театра в Херсонесе [10, с. 60–63]. Театр в Ольвии упоминается в четырех декретах, в которых говорится о награждении граждан во время празднования Дионисий [3, с. 89]. Из этого сле- дует, что в театре наряду с дионисиями, проводились церемонии чествования де- ятелей культуры. Сам театр обнаружен не был, хотя археологи неоднократно предпринимали его поиски. Историки полагают, что театр находился на склоне и еще в древности был полностью уничтожен оползнем [9, с. 133]. Древнейшее свидетельство о театрах в городах Боспора относится к IV в. до н. э. Мемнон, готовясь к войне с царем Левконом, решил узнать о численности населения Боспора, поэтому он отправил туда кифареда Аристоника вместе со своим послом Архивиадом. По количеству собравшихся зрителей в театрах послы должны были определить население Боспора (Πoλύαινoς, «Στρατηγήματα» V, 44). Это доказывает, что театры строились не только в Пантикапее, но и в других боспорских городах. Говоря о театре в Пантикапее, стоит упомянуть о найденном мраморном кресле, изготовленном на рубеже IV–III в. до н. э. Такие кресла устанавливались в театрах для жрецов и почетных гостей [1, с. 247]. Старший научный сотрудник отдела античного мира Государственного Эр- митажа Ольга Юрьевна Соколова предполагает, что монументальные ступенча- тые конструкции, обнаруженные в ходе экспедиции, свидетельствуют о наличии театра и в Нимфее. Многие правители Древней Греции пытались завоевать расположение своих подданных посредством становления роскошных зрелищ, что особенно харак- терно для боспорских царей в IV–III вв. до н. э. В театрах Северного Причерноморья ставили произведения известных гре- ческих драматургов и местных авторов. В настоящее время сохранились траге- дия Еврипида «Ифигения в Тавриде», трагедия Софокла «Скифы» и комедия Ан- тифана «Скифы и тавры». На пантикапейской терракоте изображены события местной комедии [5, с. 88]. В эллинистический период появляются бытовые сценки, которые сразу об- рели популярность среди населения. Одним из первых представителем бытового жанра был Герод, написавший «Мимиямбы». С развитием драматургии древне- греческие авторы больше не восхваляют богов в своих произведениях, а представ- ляют их в сатирическом образе. Примером может послужить боспорская легенда о коварстве Афродиты в борьбе с гигантами (Strab. X, 2, 10). Следует отметить, что данное произведение ставилось на сценах Боспорского театра [11, с. 117]. Свидетельства о театрах Северного Причерноморья приводят нас к выводу о том, что развитие театрального искусства было вызвано исключительно под влиянием Эллады. Исследования территорий, не находившихся под влиянием

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=