Тульская историческая весна - 2022

86 лению творческого колорита. Комната для переодевания актеров и хранения рек- визита называлась скеной. Театрон или зрительный зал располагался уступами, окружая орхестру. Именно эта часть дала название всему театру, поскольку зри- тели являлись главными участниками представления. Театральное искусство возникло в связи с празднованиями во славу богу Дионису. Дионисии сопровождались жертвоприношениями, винопитием, пыш- ными торжествами. Эллины надевали ритуальные маски, козлиные шкуры и пе- ли дифирамбы. Считалось, что Дионис покровительствует веселью, поэтому в Древней Греции столь обширно распространена традиция пышных торжеств и общеобязательных театральных действий. В честь празднеств устраивались драматические состязания драматургов: из 10 хорегов архонт-эпоним назначал трех хорегов для трагедий и трех для комедий [6, с. 126]. Все расходы по постановке спектаклей производились за личный счет хо- рега, следовательно, эту должность мог возглавить не каждый афинянин (жите- лям других полисов не позволялось становиться хорегами). Должность хорега подразумевала формирование хора (14–15 человек для трагедии и 24–25 человек для комедий), а также изготовление хористам костюмов. Цензуру и предвари- тельную критику в Афинах осуществлял архонт. Он выбирал произведения, ко- торые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агон. Известно, что архонт отказал представить хор Софоклу, несмотря на то, что именно Софокл ввел в театральное действие третьего актера и использование декораций [5]. После 449 года до н. э. архонт лично назначал протагониста, поскольку именно первый актер играл решающую роль в успехе пьесы. Второго и третьего актера поэт мог выбрать сам. Изначально протагонистом был сам автор, но после реформы Софокла поэт не принимает участия в театральных действиях. Ведущими жанрами в античные времена были трагедия, сатириковская драма и комедия. Драма вбирала в себя древнейшие жанры – эпос и лирику [8, с. 256]. Нельзя с точностью определить период формирования драмы. Как отме- чал Аристотель, трагедия возникла от запевал дифирамбического хора. Каждый греческий полис должен был иметь театр, иначе его нельзя было считать городом (Παυσανίας, Х, 4, 1). В связи с этим можно сделать вывод, что в городах Северного Причерноморья распространился данный принцип, однако, археологическим подтверждением в современной перспективе может служить лишь один театр. Театр был найден в Херсонесе О. И. Домбровским в 1954 году. На месте театра долгие годы был христианский храм, но в ходе раскопок под ним были обнаружены скамьи и ступеньки лестницы, соответствующие архитектур- ному стилю античных театров Эллады [4, с. 29–36]. Театр просуществовал до IV в. н э., но за это время претерпел четыре капитальных перестройки. По данным раскопок во II в. н. э. он вмещал примерно 3000 человек [7, с. 146]. В херсонском театре регулярно отмечались празднества в честь Диониса. В III в. до н. э. здесь читал свое историческое сочинение Сириск, за которое со- отечественники наградили его золотым венком (IPE I2. 344). Подтверждением

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=