Тульская историческая весна - 2022

83 Разногласие в праздновании Пасхи Евсевий называет «свирепствовавшей болезнью». Автор пишет, что люди долгое время не могли прийти к общему со- глашению, и нужен был тот, кто рассудит этот вопрос. Константин в данном слу- чае «явился совершителем этих благ» (Eus. Caes. Vita Const. III, 5). В речи императора большое внимание уделяется отсутствию святости у иудеев. Константин называет обычаи иудеев «душевной слепотой», подчёрки- вая некое неприличие их поступков. С другой стороны, Константин, как веротер- пимый император говорит о том, что иудеи сбились с пути, что потеряли здра- вость ума, объясняя этим такое отношение к празднованию Пасхи (Eus. Caes. Vita Const. III, 18). Приняв решение о едином дне празднования Пасхи, Константин «закрыл врата идолопоклонничества», призвав всех чтить день воскресения, закрепив это законом (Eus. Caes. Vita Const. IV, 22). В письме Константина Великого Церквям после Первого Вселенского собора император высказывается о верно принятом решении, которое делает «более при- личной, более почтенной и подобающей христианскую веру в целом». Отсутствие разнородности в праздновании Пасхи, по мнению императора, поможет избежать «участия в грехе и заблуждении других» (Eus. Caes. Vita Const. III, 17). Сократ Схоластик отмечал важность принятия Константином единого дня Пасхи, подчёркивая то, что религиозная политика императора, хотя и носила масштабный и значимый характер, но, «несмотря ни на старание царя …неопре- деленная распря и смута происходила даже в простом народе». И именно раз- ногласие в праздновании дня Пасхи не могло побороть «местную болезнь». Ав- тор также подчёркивает, что, несмотря на отсутствие единого дня празднова- ния, между христианами не было обид, они продолжали своё общение, но «про- вожали этот праздник печальнее». Поэтому Константином Великим было при- нято «для установления согласия в отношении к вере надлежало и празднование спасительной Пасхи совершать всем в одно и то же время. Поэтому сделано было общее постановление и утверждено подписью каждого из присутствовав- ших». С этого времени восточные братья принимали празднование Пасхи со- гласно римлянам, начинали хранить важность праздника согласно последним (Socr. HE. I, 8). Таким образом, важность вопроса о праздновании Пасхи в эпоху Констан- тина Великого сложно переоценить. Императором была создана крепкая христи- анская империя, которая требовала устойчивости в плане религиозности, а раз- розненность в праздновании данного праздника могла подорвать данную устой- чивость. Константином Великим было принято важное решение, которое изме- нило положение отношения к празднику Пасхи у всего христианского народа империи, что вызывает интерес для обсуждения и в настоящее время.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=