Тульская историческая весна - 2022

82 В память о великом событии Церковь установила ежегодный праздник ис- торической памяти Светлого Христова Воскресения, однако в другом осмысле- нии – Пасхой также именуется и праздник, учрежденный Господом в память ис- хода евреев из Египта, – главного священного события Ветхого Завета. Констан- тин решил уйти от двух крайних воззрений и прийти к единому дню празднова- ния Пасхи. В «Пасхальной хронике» высказаны волнения по поводу празднования дня Пасхи, показано, что христиане «часто волнуются напрасно, полагая, что живо- творящая Пасха в святой Божьей Церкви празднуется ошибочно» [4]. Возникает множество вопросов о 19-летнем цикле пасхалии и роли Константина Великого в принятии единого дня празднования Пасхи (Chron. Pasch., 44). Для того, чтобы выяснить мнения о дне празднования Пасхи, стоит обра- титься к работе П.В. Кузенкова «Христианские хронологические системы», в которой анализируются типы пасхалии как основы христианской хронологии. Автор пишет, что дата весеннего равноденствия расходилась с пасхальной гра- ницей, что требовало модификации 19-летнего цикла. Избавление от этой проблемы П. В. Кузенков видит в сдвиге новолуния в начале цикла на день поз- же [3, с. 153]. Большое значение имеет тот факт, что начало александрийского цикла сов- падает с началом правления «солдатского императора» Диоклетиана, и Д. А. Ле- бедев подчёркивает невероятность такого совпадения. Говоря о правлении Кон- стантина Великого, стоит отметить абсурдность со стороны христианского им- ператора принять пасхалии времен правления врага, гонителя. В связи с этим цикл стали привязывать к другим событиям, происходившим параллельно прав- лению Диоклетиана [3, с. 159]. Следовательно, александрийский цикл был создан до проведения в Никее Вселенского Собора в 325 году, на котором как раз решался вопрос утверждения единого дня празднования Пасхи. Никейский Собор, который был проведён Константином Великим рассмат- ривал множество религиозных вопросов, и одним из них был вопрос о выявле- нии даты празднования Пасхи. В первом послании отцов Никейского Собора к Церкви Александрийской говорится: «Все наши восточные братья, которые до сих пор не были в согласии с римлянами, с вами, и всеми теми, кто изначала поступает, как вы, будут отныне совершать Пасху в то же время, что и вы». Император отрицал празднование Пасхи по образцу иудеев и считал, что этот обычай мешает христианам праздновать свой праздник. Подчёркивалось то, что иудеи могли праздновать данный праздник даже два раза в год, что было не допустимо для христиан. Евсевий Кесарийский в труде «О жизни блаженного василевса Констан- тина» пишет, что после проведённого Собора все присутствующие подписались на это, а василевс заявил, что он «одержал теперь вторую победу над врагом Церкви». В данном случае врагом он видел неправильное празднество в честь Бога (Eus. Caes. Vita Const. III, 14).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=