Тульская историческая весна - 2022

73 что во время патриаршества Кирилла «православные жители Александрии ис- полнились ревности, и они собрали большое количество дров и сожгли место языческих философов» (84. 45). Р. Г. Чарльзом было выдвинуто предположение, что в этом фрагменте Иоанн упоминал о событиях, связанных с убийством Ги- патии (84. 87–103). В другом фрагменте Иоанн представил обширное описание событий, свя- занных с гибелью женщины-философа. Автор «Хороники» обвинил Гипатию во владении магическими приемами (84. 87–88), благодаря которым она привлекла на свою сторону префекта и «многих верующих» переманила на свою сторону. У Иоанна нашел описание процесс разрастания противоборства между иудеями, на стороне которых стоял префект и христианами во главе с Кириллом (91–98). Конфликт последовал за наказанием по указу префекта христианина Гиеракса. Из сообщения Иоанна становится понятным, что ситуация противостояния вышла из-под контроля светских властей, поскольку, когда разгневанных хри- стиане стали грабить синагоги и изгонять иудеев из города, префект «Орест не смог оказать» иудеям никакой помощи (84. 99). Этот пассаж свидетельствует об утрате светскими властями контроля над масштабным межконфессиональным конфликтом. В данном контексте убийство Гипатии выступило кульминацион- ным моментом композиции, когда «множество верующих в Бога поднялось под руководством Петра» (84. 100) и отправилось на поиск женщины-философа, околдовавшей префекта. Протаскивание Гипатии через город и сожжение её тела в Кинарионе, в данном случае, выступает в качестве завершающего эпизода вол- нений (84. 101–102). При этом, Иоанн завершил эту часть указанием на то, что народ назвал Кирилла «новым Феофилом, ибо он уничтожил последние остатки идолопоклонства в городе». Таким образом, межконфессиональный конфликт, являющийся централь- ным событием рассказа «обрамляется» информацией о Гипатии и её «ключевой» роли в нём. Однако, основной событийный ряд, описанный Иоанном, сосредото- чен именно на противостоянии иудеев и христиан. Примечательно, что уже в следующую главу (85), Иоанн начал с описания злодеяний иудеев в Халки- доне и Антиохии. Относительно самого кульминационного момента волнений – смерти Гипа- тии в результате протаскивания по городу и сожжения её тела, можно утвер- ждать, что подобный «обряд» был характерным для волнений в Александрии. Вид такой казни часто встречается в источниках: во время еврейского погрома 38 г. (Philo. Flac. 65), гонений на христиан при императоре Деции (250 г.) (Euseb. HE. 6. 41. 3–9), мученической смерти апостола Марка (History of the Patriarchs 11 (ed Evetts), 146-47 [48–49]) и др. Значительная часть труда Иоанна посвящена волнениям на почве разногла- сий, последовавших за Халкидонским Собором 451 г. Процесс размежевания церкви на монофизитскую (коптскую) и греко-византийскую особенно остро про- текал в Александрии и Египте. При этом, важную роль в противостоянии играло замещение патриаршеского престола представителем той или иной стороны.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=