Тульская историческая весна - 2022

72 риятие Александрии и Египта можно считать характерным как для ранневизан- тийского времени, так и для более раннего времени существования города [5]. К описанию общественных волнений Иоанн обращается достаточно часто. Так, глава 77 труда содержит обширную информацию о восстании римского узурпатора Луция Домиция Домициана против императора Диоклетиана, слу- чившегося в 297 г. Иоанн и здесь указал на Александрию и Египет как на две самостоятельные величины: «город Александрия и Египет выступили против него и отказались подчиниться ему» (77. 2). Александрия выступила оплотом восстания, которое разрослось до такой степени, что потребовались не только вмешательство имперских войск, но и осада города. Во время проведения осады в 297 г. узурпатор скончался, перед этим передав власть Ахиллею (Paul. Oros. 7. 25. 4, 8). Осада города имперскими войсками длилась боле полугода. Именно у Иоанна Никиусского содержится важная подробность: чтобы взять город, вой- скам Диоклетиана потребовалось строительство крепости к востоку от Алексан- дрии (John. Nik. 77. 3). «Хроника» включает и важную подробность, свидетельствующую о том, что восставшие были преданы самими александрийцами: «и спустя долгое вре- мя некоторые жители города пришли к нему и показали ему путь, по которому он мог войти» (77. 5). В марте 298 г. Александрия была покорена. Иоанн Никиусский обширно описал страшные наказания, которые последовали в Александрии и Египте за поражением восставших. «Он разрушил церкви и сжег огнем Писания, внушен- ные Богом. Это было гонение на всех христиан, продолжавшееся более девятна- дцати лет, начиная со времени его прихода к власти и завоевания земли Египет- ской» (77. 10). Эти слова о деятельности Диоклетиана развивают в целом нега- тивный образ императора, созданный Иоанном в «Хронике». Стоит выделить и важную особенность описания в «Хронике» событий раз- рушения главного языческого храма Александрии – Серапеума в 391 г. Иоанн не обратился к данному эпизоду специально, несмотря на то, что эти события отра- жены во многих источниках, с которыми автор «Хроники» был знаком. В рас- сказе о судьбе мощей Иоанна Крестителя в Александрии (78. 43 – 47) он указал, что их местонахождения было известно Феофилу Александрийскому, разрушив- шему храм Сераписа и превратившего его в церковь (78. 45). По мнению хрони- ста, в этой церкви была построена гробница для мощей Иоанна, по случаю этого события был устроен праздник (78. 46–47). В другом фрагменте Иоанн упоминает, о том, что храм Сераписа был пре- вращен в церковь, названную в честь младшего сына Феодосия, либо в честь му- чеников Космы и Дамиана (83. 37). В «Хронике» отсутствуют какие-либо упоминания о самом процессе разру- шения и реакции разных этно-конфессиональных сообществ на этот эпизод. Гораздо более подробно описан Иоанном второй из наиболее ярких эпизо- дов противостояния этноконфессиональных групп в Александрии – убийство философа Гипатии Александрийской в 415 г. В «Хронике» упоминание о том,

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=