Тульская историческая весна - 2022

7 Данные археологии дают право полагать, что к началу V в. на территории подконтрольной гуннам функционировали торгово-ремесленные центры, в част- ности к ним относится город Танаис [1, с. 103; 13, с. 174]. Также известно, что некоторые кочевники, входящие в гуннский союз,0 начали в данный период за- ниматься земледелием, сменив свою специализацию [19]. Все это явно указывает на стремления гуннов создать собственные ремесленные локации, чтобы устра- нить свою зависимость от внешнего мира [1, с. 103–104]. Была ли такая акция насильственная или нет, трудно сказать. Однако, по данным материальных и письменных источников, представляется, что среди пришедших к гуннам ре- месленников и земледельцев были и добровольцы [9, с. 182]. Тем не менее, в обществе кочевников присутствовали и рабы, которых гунны уводили с родо- вых земель в ходе набегов. Некоторые из рабов после заплаченного выкупа пред- почитали остаться на гуннских территориях и инкорпорироваться в их социаль- ную структуру, что известно из записок Приска (Prisc., fr. 8). Имеющиеся в нашем распоряжении сохранившиеся сведения Приска, также раскрывают особенности торговли Римской империи и гуннов. Из текста этого древнего автора становится известно, что правительством империи в пригранич- ных крепостях организовались ярмарки для торговли с кочевниками (Prisc., fr. 2, 7). О. Менхен-Хелфен отмечает, что ярмарки устраивались римлянами в уста- новленные даты, один раз в год, вероятно поздней весной или в начале лета [21, c. 187]. Иногда такие мероприятия конечно приводили к серьезным и кровавым последствиям. Обиженные не честной торговлей или воровством гунны совер- шали погромы и убивали мирных людей (Prisc., fr. 2). Интересно и то, что в до- говорах с Восточной Римской империей гунны оглашали пункт о равных торго- вых правах между двумя народами (Prisc., fr. 1), а вождь мог договориться о ме- сте провидения очередного торга. Так, например Аттила требовал у Феодосия II в 448 г. перенести торг в Наис (Prisc., fr. 7). Интересно и то, что Аттила охотно пользовался приветливостью и щедростью восточно-римских коллег. Заметив, что его послов ромеи одаривают богатыми подарками, вождь начал все чаще отправлять дипломатов, из числа любимчиков, по различным поводам в Константинополь (Prisc., fr. 6–7). Мы не можем с уве- ренностью говорить, что такое положение дел было и во время предшественни- ков Аттилы. Однако можно предположить, что не все, но некоторые первые гун- нские вожди тоже пользовались щедростью константинопольских монархов. К примеру, можно назвать Харатона (Olimp., § 18), но о нем сведений в источни- ках не так много, чтобы утверждать однозначно. Отдельным пунктом в отношениях гуннов с Римской империей стоит во- прос о перебежчиках. Более детально и подробно его разобрала Е. Н. Нечаева в статье «Проблема перебежчиков во взаимоотношениях гуннов и Восточной Римской империи (по данным Приска Панйского)». Тем не менее, надо сказать, что переговоры о перебежчиках не всегда затрагивали отдельных «дезертиров- индивидуалов», но и племена, народы, которые стремились служить Римской империи и отпадали от царства гуннов. Что явно не могло нравиться вождям

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=