Тульская историческая весна - 2022

62 появился Ардашир. Предварительно Сасан открыл тайну своего происхождения, сказав, что в нём течет кровь Ахеменидов. Как известно древнейшие цари Ирана относились к данному роду. Но всё же преобладает другая точка зрения, по которой Ардашира считают сыном Папака, а не Сасана. Это также подтверждает надпись сына Ардашира I Шапура I на «Каабе Зороастра» [4, с. 284]. В этой надписи Сасан просто высту- пает в качестве предка, без указания степени родства. Папак именуется царем, а Ардашир сын Папака-царем царей. Благодаря данной надписи можно сказать, что Сасан, Папак, Ардашир безусловно являются историческими личностями. На основании «Книги деяний Ардашира, сына Папака» ряд исследователей приходят к выводу о том, что данный рассказ об происхождении династии Саса- нидов можно отнести к официальной сасанидской историографии при описании событий, когда Парс был одной из провинций Парфии [1, с. 53]. Так же стоит отметить, что данный рассказ был описан в иранском национальном эпосе «Шах- наме», следовательно, считался заслуживающим доверия [4, с. 284]. Если поднять проблему происхождения Ардашира имеется ещё один дис- куссионный вопрос. Согласно легенде, обозначенной на монетах Ардашира, он считал себя верующим Ахура Мазды, а своё происхождение божественным [5, с. 5–6]. В данной ситуации появляется вопрос. Потомком кого он считал себя? На парфянских остракизмах и других документах Сасан обозначался как зоро- астрийское божество, но здесь нужно сказать, что он не упоминался ни в Авесте, ни в древнеперсидских материалах. Несмотря на спорные моменты можно утвер- ждать, что Ардашир считал себя потомком богов, «яздана». А сами сасаниды возвели Сасана в божественный статус. Далее обратимся к моментам, предшествующим возникновению Сасанид- ской империи. Ардашир начал свою карьеру с правителя крепости Дарабгерд, твердо основался в Парсе, присоединил область Исфахана, Керман [3, с. 39]. В Парфии на тот момент шла борьба за власть, страна переживала кризисное со- стояние. Ардашир занимался постепенным привлечением на свою сторону пар- фянских наместников. В 224 году Ардаширом на равнине Хормиздакан в Месопотамии был убит последний царь Парфии Артабан V [1, с. 58] . Для того чтобы доказать преем- ственность династии Сасанидов от парфянской Аршакидской династии, появи- лась легенда о том, что Ардашир после победы над Аршакидами взял себе в жены дочь или племянницу Артабана и от этого брака родился наследник Ар- дашира I Шапур [2, с. 259]. По другим сведениям, сообщается о том, что Шапур уже вместе со своим отцом принимал участие в сражении на равнине Хормизда- кан [2, с. 259]. В 227 году произошла коронация Ардашира. Он принял титул шaханшaх, тоесть титул царя царей, владыки Ирана и Парфии. Столицей империи стали Селевкия и Ктесифон [3, с. 39]. На западе Ардашир подчинил мелкие княжества, находившиеся между Пар- фией и владениями Рима [2, с. 260]. На востоке довел границы государства до

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=