Тульская историческая весна - 2022

55 веце, точию дух человека, живущий в нем» (1Кор. 2, 11). Этим примером он хо- тел изъяснить высшее не для того, чтобы пример человека приравнить к Богу, но чтобы примером хотя отчасти открыть высшее» (Epiph. Ancor. 11), поэтому дух человека святителем понимается в русле христианской догматики, как часть че- ловека, предназначенная для общения с Творцом. Несмотря на то, что в своих сочинениях кипрский архиепископ Епифаний Саламинский не выделяет тему человека как отдельную для рассмотрения и рас- суждения, но в контексте прочих христианских догматических областей выстра- ивает достаточно четкую антропологическую систему, которая в большинстве своем соответствует христианской ортодоксальной антропологической концеп- ции. Исследование письменных исторических источников показывает уникаль- ность риторических литературных оборотов при объяснении тех или иных ас- пектов христианской антропологии святителя Епифания. Кроме того, отличи- тельной концептуальной особенностью антропологии кипрского архиепископа является выделение «ума» в отдельную ипостась человеческой природы. Библиографический список 1. Crouzel H. Encore sur divorce et remarriage selon Épiphane // Vigiliae christi- anae. – Leiden : Brill, 1984. – Vol. 38. – P. 271–280. 2. Dechow J. F. Dogma and Mysticism in Early Christianity: Epiphanius of Cy- prus and the Legacy of Origen Macon: Mercer Univer. Press, 1988. 3. Schneemelcher W. Epiphanius von Salamis // Reallexikon für Antike und Christentum. – Stuttgart : Anton Hiersemann Verlag, 1962. – Bd. 5. – Lfg. 38. – S. 909–927. 4. Νικολαΐδης Ν.῾Η τριαδολογία τοῦ ἁγίου ᾿Επιφανίου Κύπρου. Θεσσαλονίκη: Εκδόσεις Π. Σ. Πουρναρά, 1999. 5. Асмус В., прот. Святитель Епифаний Кипрский: (к 1600-летию престав- ления) // Журн. Моск. патриархии. – М. : Изд-во Моск. патриархии, 2003. – № 5. – С. 68–76. 6. Дунаев А. Г., Макаров Е. Е., Фокин А. Р. Епифаний Кипрский // Право- славная энцикл. – Т. 18. – С. 557–581.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=