Тульская историческая весна - 2022

54 и утомление, жажда и скорбь, и прочее» (Epiph. Ancor. 33) следует, что качества не свойственные телу, в понимании святителя, отнесены к душе (скорбь). Кроме эмоциональной оставляющей, в контексте рассуждений свт. Епифания о челове- ческой природе основным свойством души является бессмертность, сознатель- ность (Epiph. Adv. haer. 44/64: 68,70, 71). Однако в тексте Анкората мы встречаем такое выражение: «Затем еще сказано: «душа, яже согрешит, та умрет» (Иез. 18, 4); не думаю, что здесь сказано о душе отделенной от тела. «Бе, – ска- зано, – в корабли душ около седмидесяти» (Деян. 27, 37); конечно души не были без тела, но тела были с душами» (Epiph. Ancor. 78), но далее свт. Епифаний объ- ясняет, что пророк имел ввиду всего человека, а не составную его часть: «И опять люди имеют обыкновение называть человека одним каким-либо именем, как например: господин осмидесяти тел, конечно не бездушных. Так и «Слово плоть бысть» (Иоан. 1, 14), не без души, не без всякой ея деятельности. Ибо, и когда говорится о душе, тем не показывается, что она без тела; и когда говорим о телах, не разумеем их существующими без души» (Epiph. Ancor. 78). Непосредственно о сознательности и привязанности к телу интересным является рассуждение о Суде над душой без тела, если бы тело не воскресло и не предстало бы перед Создателем: «ибо если душа окажется совершенно одна, то, будучи судима, она может возразить, что не во мне вина греха, но от того тленного и земного тела происходили блуд, прелюбодеяние, разврат; ибо с тех пор, как тело отделилось от меня, я ничего такого не сделала; и будет она права в защите и не признает суда Божия» (Epiph. Adv. haer. 44/64: 72; Epiph. Ep. ad Ioan. CPG, N 3754). На основании высказываний святителя о душе можно сделать вывод, что под этим термином он понимал эмоционально-сознательную нематериальную сос- тавляющую человеческой природы, непосредственно связанную с материальной ипостасей – телом. Ум . Отличительной особенностью антропологической системы свт. Епифа- ния является выделение ума в отдельную ипостась, когда в христианской догма- тике ум является одним из свойств души, что отражено и в патрологической хри- стианской традиции. Но свт. Епифаний таким образом рассуждает об уме: «Он [Христос], будучи Бог и ум Сам в себе, принял и ум человеческий вместе с пло- тию и душею… в этих местах ум, который Писание обыкновенно называет серд- цем, полагается вождем, так сказать, и браздодержцем всего сосуда человече- скаго, разсудителем добраго и злаго, испытателем хорошаго, в нас совершающа- гося. Ибо ум «словеса разсуждает, гортань же брашна вкушает» (Иов. 12, 11). Ум есть рассудительная способность в человеке, а не есть способность соглашаться на все, если только сам не изменит себя» (Epiph. Ancor. 76). Дух. «Писание говорит о многих духах: «творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» (Псал. 103, 4) … говорится и о духе человека: «кто бо весть от человек яже в человеце, точию дух человека» (1Кор. 2, 11)» (Epiph. Ancor. 72) «Павла, услышавшего с небес: «Савле, Савле, что Мя гониши» (Деян. 9, 4), – удостоившегося услышать, – «неизреченны глаголы, ихже не леть есть человеку глаголати» (2Кор. 12, 4); – говорящего: «никтоже весть, яже в чело-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=