Тульская историческая весна - 2022

53 Тело . Рассуждение о человеческом теле в сочинениях свт. Епифания проис- ходят в контексте рассуждений о вопросе Боговоплощения и о воскресении че- ловека в контексте полемики с различными религиозными еретическими учени- ями в христианстве, а также некоторыми философскими системами пифагорей- цев и неоплатоников, но в русле христианской ортодоксальной теологической концепции. Поскольку предмет рассмотрения является материальным и види- мым, то принципиальных личных суждений святитель не высказывает. Интерес взывают только два его изречения. Первое по поводу творения человека из «земли» целиком, а не по частям: «я скажу, что «созда Бог человека, персть взем от земли» (Быт. 2, 7). Изречением: «созда» объемлется все в совокупности, и в изречении: «Слово плоть бысть» все содержится. В том же смысле и мы сами возразим им, говоря: вот Писание говорит: «созда Бог человека», и не сказано: создал ему печень или легкие, или сердце, или жилы, или нервы, или другое, что есть в теле. Посему будем ли мыслить человека, как нечто единое, цельно спло- ченное, из-за того именно, что Писание не изложило в подробностях состав вся- кого животнаго? Конечно нет» (Epiph. Ancor. 35, Epiph. Cat. CPG, N 3761). Вто- рое о целостности тела, независимо от отделений фрагментов от него в контексте вопроса о воскресении тела (всего или фрагментарно). Кипрский архиепископ рассуждает о том, что тело воскреснет в основных своих частях, возведенных до совершенства Создателем. Потеря «волос и других веществ вместе со слюнями, мокротами и другими извержениями» восстанавливаться не будет, подобно как «кусок материи готов, как скоро вышло тканье из станка, и его отрезают от станка, не прибавляя к нему, ни убавляя. Его отдают к белильщику не с тем, чтобы получил от белильщика в худшем виде, но белильщик представляет его в совершеннейшем виде, так что для всех становится очевидно совершенство ткани. Так и тело не становится худшим от извержения дурных веществ и нечи- стоты, и конечно художник за то, что тело извергло нечистоту, не потребует от нас тела вместе с нечистотою, но потребует эту одежду в целом, здравом и чи- стейшем виде» (Epiph. Adv. haer. 44/64: 67), затем приводит пример «медицин- ского» кровопускания и выделения телесных паразитов (вшей), после чего де- лает следующий вывод: «Равным образом и то, что вышло из нас, хотя это и так по твоему мнению, не взыщется от нас (это было бы безрассудно), и Бог не воз- вратит этого в состав наш, но как пятно, находящееся на одежде и смытое с нее для благоукрашения, оставит без внимания, а самую одежду Зиждитель, по пре- восходству своего искусства, возведет к совершенству, так что она не будет иметь ни недостатка, ни излишества; ибо для Него все возможно» (Epiph. Adv. haer. 44/64: 67). Данные сравнения являются уникальными в своем роде в петро- логической христианской традиции. Душа. В сочинениях свт. Епифания душа, как ипостась человеческой при- роды упоминается непосредственно с плотью (телом). Нет четкого определения, что именно под душей понимает кипрский архиерей. Однако, исходя из контек- ста, например, такого как: «но пришедшее Слово имело все устроение: и плоть, и душу, и все что есть в человеке; а между тем уделом души и плоти были: алчба

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=