Тульская историческая весна - 2022

52 лишиться нам благодати Божией и не оказаться неверующими Богу» (Epiph. Adv. haer. 50/70: 2). Но при этом кипрский архиепископ считает, что «Образ Божий» в человеке существует не по природе, так как человеческая ограниченная при- рода не может сравнится с природой Божественной, а по благодати. При этом святитель приводит пример с ключевым Таинством христианской церкви – Ев- харистией. Хлеб и вино в Таинстве становятся Телом и Кровью Христа именно по благодати, но не по природе, поскольку последняя сохраняется неизменной (Epiph. Ancor. 55-57). Достаточно интересной является мысль свт. Епифания, вы- сказанная по поводу сотворения человека Богом непосредственно, в отличии от других живых существ, которые воспроизводятся по Его повелению: «Бог Сам произвел человека, а прочие роды животных повелел произвести воздуху, земле и воде» (Epiph. Adv. haer. 44/64: 25(18)). Здесь возникает вопрос о причине и вине творения, что воздух, земля и вода становятся причинной и виной появления жи- вых существ (кроме человека). Однако тут проблема в расстановке акцентов. В данном месте святитель подчеркивает непосредственное творение человека Самим Богом по Его Образу и Подобию, что выделяет и возвышает человека над другими живыми существами, но и при этом Он остается Творцом для других живых существ, поскольку «творить» и «воспроизводить» это различные тер- мины. Свт. Епифаний подобный вопрос, но уже с другим акцентом, рассматри- вает здесь же, но немного ранее, в полемике с саторнилианами, утверждающими, что ангелы творили мир, в том числе и человека и логически были причиной и виной создания человека. Возражая им, святитель говорит, что ангелам Бог не давал возможности творить человека, и если бы даже ангелы могли вторить, то всё равно причиной бытия их творения был бы Сам Бог, который сотворил самих ангелов: «Ибо если и ангелы творили, но вину бытия имели сами ангелы опять в силе свыше; то следует, что виновники сотворения человека – не они, но сила свыше, сотворившая ангелов, от которых произошло и сотворение человека. Ибо не орудие причина тому, что им сделано, но совершающий произведение орудием, которым производится дело, как и написано: не прославится пила без влекущаго ю (Ис.10:15)» (Epiph. Adv. haer. 3/23: 3). Таким образом, Причиной всего творения и Творцом является Сам Бог, но творение человека – непосредст- венное и прямое действие Самого Бога. Взгляды свт. Епифания на состав человеческой природы основываются на словах ап. Павла: «как говорит Апостол: «всесовершен ваш дух и душа, и тело в день Господа нашего Иисуса Христа да сохранится» (1Сол. 5:23)» (Epiph. Ancor. 77), а также: «Об уме же говорится: «воспою духом, воспою же и умом» (1Кор. 14, 15), и: «ум мой без плода есть» или с плодом (1Кор. 14, 14)» (Epiph. Ancor. 76). Рассуждая о составе природы человека свт. Епифаний делает следу- ющее заключение: «но находим четыре ипостаси: ум – одна ипостась, душа – другая ипостась, дух – третья ипостась, тело – четвертая ипостась» (Epiph. Ancor. 77), где под ипостасью он понимает не лица, а составные части человеческой природы [3]. Таким образом, состав природы человека, по мнению свт. Епифания состоит из четырех составляющих – тела, души, ума и духа.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=