Тульская историческая весна - 2022

51 ческой мысли. В особенности его взгляды в сфере христианской догматики пред- ставляют особый интерес для исследования, поскольку отражают в себе египет- скую и сирийскую традиции с уникальными авторскими элементами, в основе которых лежит приближенная к египетской традиция палестинская. Скорее всего, это связано с тем фактом, что сам архиепископ был по происхождению палестинцем и очень много времени проводил на своей родине, даже будучи в должности предстоятеля церкви на Кипре. Образование свт. Епифаний получил в Египте, поскольку Палестина в религиозно-культурологическом контексте была ближе к Александрии, нежели к Антиохии. В своих сочинениях свт. Епи- фаний очень подробно излагает христианское учение в таких догматических сфе- рах, как триадология, христология, сотериология, мариология и экклесиология [2]. Данные направления в современной теологической науке исследованы до- статочно подробно, однако взгляды свт. Епифания в сфере христианской антро- пологии не выделяются из его произведений и не анализируется в исторической и религиоведческой литературе [5, 6]. Основными источниками при изучении богословской интеллектуальной мысли кипрского христианского писателя являются его авторские сочинения, пре- имущественно посвященные борьбе с различными ересями внутри христианской конфессии и иными религиозными движениями, это догматико-полемические произведения «Панарион» и «Анкорат». Но кроме них, изложение христианского антропологического учения встречается и в других сочинениях кипрского архи- ерея, в его экзегетических произведениях и письмах, но данные фрагменты дуб- лируются в его догматико-полемических произведениях. Экзегетические сочине- ния «О мерах и весах» и «О 12-ти камнях» не содержат в себе изложение антро- пологических взглядов святителя, кроме фрагментов схолий – толкований Вет- хого и Нового Заветов в катенах (CPG, N 3761). Антропологические концепции кипрский архиерей кратко излагает в одном из своих писем, сохранившихся до нашего времени, а именно в «Послании к Иоанну Иерусалимскому» (CPG, N 3754; PG. 43. Col. 379–392). Однако, упоминание антропологических концепций свт. Епифания в схолиях и в «Послании» по факту кратко дублируют, изложенные бо- лее подробно, идеи из произведения «Панарион», и отчасти – «Анкорат». Онтологическое христианское понимание человеческого естества у свт. Епифания основывается исключительно на определениях Священного Писания, как Ветхого, так и Нового Заветов. Основная аксиома – «человек – образ Божий» (Быт. 1, 27). Данный тезис является центром софистического суждения свт. Епи- фания о природе человека, его месте и значении среди товарных миров – мате- риального и духовного. «Образ Божий» . В своей антропологической концепции излагает христиан- ское ортодоксальное, а фактически прямое и буквальное значение «Образа Бо- жьего» в человеке. Свт. Епифаний утверждает, что «Образ Божий» присутствует во всем человеке, а не в некоей его части, поскольку считает недопустимым «определять или усиливаться открыть, в какой части заключается образ Божий, но надобно признать, что образ Божий находится вообще в человеке, дабы не

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=