Тульская историческая весна - 2022

38 Ключевой проблемой здесь выступал вопрос о принятии их в церковное об- щение. Следовательно, это и стало основной причиной возникновения оппози- ционных течений внутри движения антихалкидонитов в Александрии. Действительно, уже при Тимофее Элуре возник этот вопрос. К сожалению, из-за скудности источников конкретно про данный инцидент нам известно не много. Один из епископов Верхнего Египта Феодот отказался исполнять пред- писания патриарха, как рассказывает об этом Захария Ритор и своей «Церковной истории» (Zachar. H.E. 5.4). Аналогичная ситуация произошла при принятии Энотикона патриархом Петром. Против него выступили монахи Верхнего Египта (Ps. Zachar. Chron. 6.1). В источниках они получили наименование «безглавых», т. к. у них отсутствовал общепризнанный лидер [6, с. 332]. Их борьба заключалась в отказе от общения с епископами, которые разделяли Энотикон или симпатизировали халкидонизму (Lib. Brev. 18). Отделившись от об- щины патриарха, они укрылись в монастыре Петра Ивера в окрестностях Газы Палестинской и просуществовали там ещё некоторое время (Zachar. V. Sev. 137). Дальнейшие события не представляют такого ярого интереса, т. к. произой- дёт смена нескольких патриархов, которые неуклонно следуют Энотикону. А тем временем лидерство в антихалкидонизме перейдёт к Антиохии, где начнёт свою деятельность Севир Антиохийский. Таким образом, начальный этап развития движения антихалкидонизма в Александрии можно обозначить как начало его раздробления в результате уме- ренной политики александрийских патриархов и попыток поиска компромисса с императорской властью. Возможность возникновения оппозиционных группировок предопределило дальнейшее дробление антихалкидонизма на отдельные секты, после принятия богословской системы Севира Антиохийского. Библиографический список 1. Курганов Ф. А. Отношения между церковной и гражданской властью в Византийской империи в эпоху образования и окончательного установления этих взаимоотношений (325–565 гг.). – СПб. : Изд-во Олега Абышко, 2015. 2. Kosinski R. The emperor Zeno religion and politics. – Cracow : Historia Iagel- lonica, 2010. 3. Грацианский М. В. Дело Иоанна Талайи и начало «Акакианской схизмы» (484 г.) // Византийский временник. – 2015. – № 99. – С. 31–47. 4. Козлов А. С. Политическая оппозиция правительству Византии в 476– 491 гг. Основные направления и социальное содержание // Античная древность и средние века. – 1988. – № 24. – С. 58–74. 5. Blaudeau P. Timothée Aelure et la direction ecclésiale de l'Empire post- chalcédonien // Revue des études byzantines. – 1996. – T. 54. – P. 107–133. 6. Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. – СПб. : Третья Гос. Тип., 1918. – Т. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=