Тульская историческая весна - 2022

37 договориться с приверженцами Халкидона в Египте. Также играет роль их во- влеченность в государственную политику. Сочувствующие и разделявшие взгляды антихалкидонизма императоры пытаются найти компромисс. Сначала императорская власть в лице Льва Макеллы пыталась бороться с непокорными епископами. Патриарх Диоскор умирает в ссылке, а ему на смену приходит один из его сподвижников, довольно неоднозначная личность – Тимо- фей по прозвищу Элур (Theod. Lect. 1.8.; Theoph. Chron. P. 184. Ioan. Nic. Chron. 88.7). Происходит это одновременно с убийством Протерия, который занял пост патриарха по решениям Халкидона [1, с. 164]. А в результате дальнейших беспо- рядков в городе Тимофей был схвачен стражей и отправлен в ссылку. Через некоторое время, в 475 г. происходит узурпация Василиска, который смог на короткий промежуток времени захватить власть в Константинополе. Од- ним из последствий этого стала переориентация религиозной политики государ- ства. Узурпатор, сочувствовавший антихалкидонизму, вызывает Тимофея из ссылки для помощи в написании Энциклики. Энциклика – это документ, который отвергал Халкидонский Собор. Иссле- дователи выделяют несколько вариантов данного послания, дошедших до нас в разных версиях [2, с. 85]. Также узурпатор по сообщению Иоанна Никиусского начинает подготовку к новому монофизитскому Вселенскому Собору (Ioan. Nic. Chron. 88.30). Тем не менее, вернувший себе законную сласть Зенон осущест- вил отмену Энциклики Василиска. Стоит сказать, что Зенон также пересмотрел свои взгляды на антихалкидо- низм и поручил разработать некий компромисс с Александрией. Такая возмож- ность возникает в 482 г. во время кризиса по вопросу преемника Тимофея Элура. Поскольку ставленник халкидонитов Иоанн [3, с. 33–34] имел определённые связи с возможным бунтовщиком Иллом [4, с. 63], выбор был сделан в пользу его промонофизитского оппонента Петра Монга (Zachar. H.E. 5.6). Пётр Монг в ответ на это принял Энотикон. Данный документ был разрабо- тан патриархом Константинополя Акакием, а его цель состояла в замалчивании Халкидонского Собора. Также данный документ имел некое отличие от текста Энциклики [1, с. 186]. Антихалкидонские патриархи Александрии будут испове- довать Энотикон в качестве основной конфессиональной доктрины до его от- мены императором Юстинов в 518 г. Стоит отметить, что вопреки устоявшемуся в историографии мнению, дан- ный этап деятельности антихалкидонитов не носил богословский характер. Это можно подтвердить анализом уцелевших трудов Тимофея Элура [5, р. 119–121]. Деятельность патриархов сводилась к агитации за незаконность решений, выне- сенных на последнем Вселенском Соборе. Теперь стоит перейти ко второй особенности начального этапа развития ан- тихалкидонизма – это столкновение со сторонниками Халкидона в Египте. Действия патриархов, безусловно, предполагали столкновение со сторонни- ками Халкидона, а умеренная политика предполагалась по отношению к ради- кальным представителям монофизитства.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=