Тульская историческая весна - 2022

27 характер, мы не можем. По мере того, как церковь постепенно выстраивает свою организацию в соответствии с общепринятыми гендерными ролями римского со- циума, роль женщины как лидера и проповедника христианской общины лишь уменьшается [7, р. 363–366]. Однако история Церкви всё же помнит, что некоторые христианские об- щины во II в. продолжали доверять лидирующие позиции женщинам. Мы можем обратиться к примеру подвижницы Марцеллины (середина II в.), бывшей рели- гиозным лидером карпократов. Большое количество привлечённых ею последо- вателей в дальнейшем позволило даже основать новую карпократианскую секту – марцеллиан. Особенно почитаемы были женщины-пророчицы, к которым могут быть отнесены последовательницы Марка, в дальнейшем гонимые как еретички [10, р. 157–165]. Также монтанистические пророчицы Присцилла и Макси- милла были резко осуждены более поздними авторами как заблуждающиеся и иррациональные. Приведённые мною пример – лишь малая часть того большего, что вошло в богословскую литературу как целое явление «еретических женщин». Феномен стал выражением назревшего кризиса внутри религиозного сообщества, симво- лом которого стала фигура девственницы, олицетворившая собой чистоту от не- ортодоксальных идей и практик [8, р. 259–262]. Несмотря на постепенное исключение из высших «эшелонов» церковной иерархии, женщины продолжали играть определённую роль в институциональ- ной церкви. Вдовы (60 лет и старше) были организованы в монашеские ордена, где на них были возложены обязанности произнесения ходатайственных молитв. В Дидаскалии апостолов (2) (конец III – начало IV в.) читаем, что женские церковные ордена были подобны «алтарю Божьему», им было отказано в выпол- нении литургических обязанностей, но позволено давать наставления другим женщинам в вопросах этики, веры и «свержения идолов» [13, р. 210–213]. Диаконисса – единственная должность, на которую могли рукополагаться женщины, хорошо известная начиная с III в. в восточной части Римской импе- рии. Называемая одним из церковных орденов «образом Святого Духа», диако- нисса помогала в крещении женщин, помазывая их тела елеем и наставляя, как «сохранить печать крещения в чистоте». Диакониссам также было поручено за- ботиться о больных женщинах и помогать пастве соблюдать приличия во время церковных служб. Как отмечала Элизабет Кастелли, «разнообразные формы участия в религиоз- ной жизни женщин-христианок было частью богатой культуры, в которой религи- озность женщины одновременно и почиталась, и вызывала недоверие» [9, р. 233]. Изученный нами материал служит подтверждением выдвинутому истори- ком тезису. Предубеждения веками соседствовали с благоговением: храбрость женщин-мучениц, верность анахореток и интеллектуальные возможности осно- вательниц монастырей и лидеров общин, таких как Мелания Младшая (383–439 гг.) и Макрина (ок. 324 – 380 гг.), и по прошествии многих веков почитаются как образцовые.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=