Тульская историческая весна - 2022

26 В одном из Пастырских посланий (4), датируемых концом I – началом II в., находим следующую позицию: «Пусть женщина учится в тишине со всей покор- ностью. Я не позволяю женщине учить или иметь власть над мужчинами; она должна молчать» [14, р. 6]. Опираясь на информацию источника, мы можем сделать вывод о том, что патриархальность церковной иерархии христианства со времён формирования церкви как социального института базировалась как на устоявшемся за века об- щественном порядке с главенствующей ролью мужчины, так и на богословском основании. Ведь сначала был создан Адам, затем Ева; и Адам не был обманут, но жен- щина была обманута и стала преступницей. «И всё же она будет спасена через рождение детей, если сможет пребывать в вере, любви и святости со скромно- стью» (1 Тим. 2: 11-15). Формирование церковной иерархии – процесс достаточно длительный. Не будем забывать о том, что первые христианские общины были домашними группами, в которых как женщины, так и мужчины могли занимать лидерские позиции. Большим подспорьем в этом мог служить женщине харизматический дар пророчества. Пример мы можем видеть в общине, созданной самим апосто- лом Павлом в Коринфе. В своём первом Послании к коринфянам (5) апостол поддерживает как пуб- личные акты молитв, так и пророчества женщин [12, р. 241–249]. В других своих письмах Павел даже называет нескольких женщин выдающимися миссионер- ками и коллегами – «работницами во Господе» [15, р. 200–204]. В ранних бого- словских текстах женщин в большинстве случаев собирательно называют «жё- нами» и «сёстрами». Тем интереснее, что Павел не только называет Юнию по имени, но и определяет её как «прославившуюся между апостолами» и уверовав- шую во Христа прежде него самого (Рим. 16:7). В Деяниях Павла и Фёклы (1) (II в.) женщина представлена как лидер хри- стианской общины, обладающий большим авторитетом. Она крестит сама себя, когда Павел призывает её идти, неся Слово Божье (Деяния Павла и Фёклы, 34, 40). Но обратим внимание на то, что апостол не упоминает крещение как одну из её функций. Интересно, что позднее данный фрагмент был воспринят как позволение женщинам совершать таинство. И Тертуллиан (6) был одним из тех, кто высту- пил против того, что Деяния Павла и Фёклы являются основой для разрешения женщинам исполнять священнические функции (Тертуллиан, 17). До наших дней дошёл лишь небольшой фрагмент «Евангелия от Марии» (3)- апокрифического текста, написанного во II веке на коптском языке. Источник интересен тем, что также представляет женщину как провидицу, которая, не- смотря на вызов апостолов-мужчин, осмелилась дать авторитетное откровение об учении Спасителя. Некоторые христиане, последовав примеру Павла, увидели в женщинах спо- собных лидеров и пророчиц, но сказать о том, что признание носило массовый

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=