Тульская историческая весна - 2022

24 положению, Анатолию удалось избежать наказания, тем самым, бросив тень по- дозрения в причастности к преступлениям и на патриарха Гриогрия. «…Какой- то враждебный и пагубный демон хотел уверить некоторых, будто епископ вме- сте с Анатолием даже присутствовал при жертвоприношениях…». Для того, чтобы разобраться в деле, Анатолий был вызван в Константинополь. Согласно источнику, он, стремясь спасти свою жизнь, пытался изобразить раскаяние перед одной из икон Богородицы. Анатолию не удалось совершить свой обман, со- гласно источнику Богородица явилась многим людям и обличила его как лжеца и человека, оскорбившего ее и Спасителя. За свое лицемерие и злодеяния Ана- толий был жестоко наказан (Еvagr. V.18). Множество чудес в Антиохии было связано с землетрясениями, периодиче- ски случавшимися в городе. Так после одного из землетрясений в Антиохии жи- тели Апамеи попросили своего архиерея Фому вынести им частицу Животворя- щего Креста. Просьба была выполнена, и во время крестного хода после покло- нения множество очевидцев упоминают некий столп огня, следовавший за Фо- мой (Еvagr.IV.26). Подвижник Зосима, будучи в Кесарии Палестинской, во время бедствий в Антиохии, по сообщениям источников, начал плакать, и сообщил всем о страш- ном горе, постигшем Антиохию (Evagr. IV.7). Одно из самых разрушительных землетрясений произошло в Антиохии в год правления императора Юстина. Город был фактически стерт с лица земли, к сожалению, в городе начались мародерства, однако, многие из тех, кто решился на подобные преступления, в дальнейшем погибли. Кроме этого, Малала описы- вает случаи чудесного спасения из-под завалов беременных женщин через два- дцать и даже тридцать дней заточения. Некоторые женщины даже рожали под завалами и выживали вместе со своими детьми (Маl.XVII.16). Таким образом, можно отметить тягу населения Антиохии к чуду на протя- жении всей истории города, как в дохристианский период его существования, так и в христианскую эпоху. Безусловно, меняется сам характер чудес: после по- всеместной победы христианства главными творцами чудес становятся Бог и святые. Колдуны, чародеи и маги теперь вне закона, и описываются в источни- ках, в основном, как шарлатаны. Библиографический список 1. Евагрий Схоластик Церковная история. – М. : Паломник, 1996. 2. Иоанн Малала. Хронография. Кн. I–VI. – Белгород, 2016. 3. Иоанн Малала. Хронография. Кн. VII–XII // Мир поздней античности. До- кументы и материалы.– Белгород, 2016. – Вып. 7. 4. Иоанн Малала. Хронография. Кн. XIII–XVIII // Мир поздней античности. Документы и материалы. – Белгород, 2014. – Вып. 2. 5. Сократ Схоластик. Церковная история. – М. : РОССПЭН, 1996. 6. Феодорит Кирский. Церковная история. – М. : РОССПЭН, 1993.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=