Тульская историческая весна - 2022

23 Евагрий Схоластик описывает чудеса, связанные с предсказанием Маври- кию будущей императорской власти. Согласно источнику, во время службы в храме святой и Пречистой Девы и Богородицы Марии, который антиохийцы называли храмом Юcтиниана, завеса священной трапезы представилась объятой пламенем. Местный архиерей Григорий объяснил это как обещание великого и высокого. В дальнейшем сам Спаситель явился Маврикию и просил его о за- щите, что прямо указывало на будущее правление (Еvagr. V.21). Во время правления императора Анастасия в Антихию прибыл маг и алхи- мик Иоанн Истмийский. Согласно источнику, алхимик распространял в Антио- хии сред ростовщиков множество изделий из золота, убеждая всех в том, что нашел клад. Судя по тому, что от горожан он получил прозвище Вогула, что зна- чит «хитрый самозванец», золото оказалось не настоящим. Обогатившись за счет доверчивых антиохийцев, Иоанн Истмийский отправился в Константинополь, где был разоблачен и отправлен в ссылку в Петру, где и умер (Mal. XVI.5). Еще одним необычным событием для антиохийцев стало появление в го- роде великанши: согласно «Хронографии» Иоанна Малалы некая женщина из рода гигантов обошла всю Римскую империю и побывала, в том числе, и в Ан- тиохии, в каждом эргастирии она получала один фоллис (Mal. XVII.7). С утверждением в Восточной Римской империи христианства в статусе гос- ударственной религии, характер «чудес» в описании авторов также меняется. Те- перь чудесные события выступают как прямое проявление Божественной силы, Кроме этого чудеса предстают как события, явленные святыми людьми через их благодать. Одним из самых известных святых Антиохии был Симеон Столпник. Евагрий описывает несколько чудес, связанных с этим подвижником. В первую очередь, стоит отметить чудесное сохранение останков святого Симеона в виде чу- дотворных мощей (Evagr. I. 13). Описал Евагрий и еще одно чудо, явленное препо- добным Симеоном после смерти. Когда автор побывал в храме, построенном на ме- сте подвижничества святого, им была замечена яркая звезда, периодически являв- шаяся людям. Некоторые паломники отмечали появления не только звезды, но и головы/лица святого, чудесным образом являвшегося людям (Evagr. I. 14). Также чудесные события могут выступать как проявление борьбы света и тьмы – Бога и сил демонических. В источниках есть описание чудесного слу- чая, когда останки святого Вавилы Антиохийского, расположенные рядом с про- роческим источником, не давали оракулу Аполлония Дафнийского совершить для императора Юлиана предсказание о будущей кампании в Персии. Разгневан- ный император приказал перенести останки святого в специально построенный храм, чем, по мнению Евагрия Схоластика, неосознанно еще раз почтил святого (Theodoret. Hist. Rel. III.10; Socrates Hist. Еccl. III.18; Evagr.I.16). В «Церковной истории» Евагрия Схоластика есть описание дел некого Ана- толия, согласно источнику — представителя низшего класса, проживавшего в Антиохии. Причины, по которым Анатолию удалось возвыситься и прибли- зиться к патриарху Антиохийскому Григорию, остаются для нас скрытыми. Вскоре, однако, Евгарий сообщает, что Анатолий был разоблачен как язычник и колдун, замешанный в страшных преступлениях. Благодаря своему высокому

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=