Тульская историческая весна - 2022

210 Используя именно его неосведомлённость автор, устами тестя Аурелиано, изло- жил отношение общества к двум партиям. В романе инициативы либеральной партии представлены в негативном свете, несмотря на их прогрессивность, в то время как консерваторов считали наместниками Бога на земле. Аурелиано стал свидетелем интриг либералов и консерваторов, а именно подтасовки результатов выборов – консерваторы вели грязную игру, убрав из урны для голосования большую часть бюллетеней с именами кандидатов либе- ралов. Победа партии консерваторов не вызвала масштабного недовольства населения, но и поддержки не получила, поскольку большинство жителей были аполитичны. Маркес описывает процесс постоянного смещения фокуса внима- ния населения с одной партии на другую. Но одно остается неизменным – пагуб- ное влияние политической приверженности на героев романа. Группа неравно- душных жителей Макондо, во главе с Аурелиано Буэндиа, подняла повстанче- ский мятеж и сумела захватить власть в городе. Однако, для Аурелиано, уже ставшего полковником, этого оказывается недостаточно, поэтому он решает вме- сте со своим отрядом отправиться на борьбу против консервативного режима. Маркес проводит яркую параллель между полковником Аурелиано Буэндиа и реальным историческим персонажем – генералом Рафаэлем Урибе, который был последним великим повстанцем конца позапрошлого века. Нецелесообраз- ность и бессмысленность войны между либералами и консерваторами автор вы- ражает через саркастический взгляд на действия полковника Аурелиано: «[Он] поднял тридцать два вооруженных восстания и все тридцать два проиграл» [2, с. 136]. Позже он вложил эту же идею и в полковника, который, устав от тягот войны, подписывает Неерландскую капитуляцию. В официальной истории ее знают как Неерландский договор о перемирии между консерваторами и либера- лами, поставивший точку в «Тысячедневной войне». После описания этих событий, автор смещает фокус повествования с дея- тельности повстанческого движения на Аркадио – племянника полковника, оставшегося управлять Макондо. Либеральный Аркадио в то же время представ- ляет собой собирательный образ диктатора. Постоянное издание бессмысленных декретов, расстрелы мирного населения и жестокое подавление протестов – вот реальность, в которой приходилось существовать не только выдуманным героям Маркеса, но и реальным жителям, как Колумбии, так и всей Латинской Америки. Война многие годы раздирала страну на части, что привело к серьезному экономическому кризису. Его последствия изложены в повести «Полковнику ни- кто не пишет»: все произведение буквально пронизано гнетущей атмосферой бедности, отчаянья и страха, в которой живет главный герой. Особое внимание автор уделяет теме новостей: из-за жёсткой цензуры на первых полосах газет пе- чатали только международные сообщения (например, о процессе национализа- ции Суэцкого канала), а также некрологи, в то время как новости о своей стране люди могли узнать только из тайно распространяемых листовок, которые счита- лись запрещённой литературой. Сын полковника, о смерти которого тот часто

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=