Тульская историческая весна - 2022

203 безбородый оголенный юноша и бородатый зрелый мужчина, завернутый в плащ и с широкополой шляпой на голове, держащий жезл в руке” [2, с. 117]. Телес- ность и животная природа Гермеса проявляются и в его детях: пане (животная природа) и Гермафродите (телесность). Образ Гермеса противоречив (как можно видеть из его описания в Гомеров- ских гимнах). Он хитер и изворотлив. С младенчества он обводит вокруг пальца олимпийских богов и обворовывает их. Он украл стадо коров у Аполлона (3, ч. III К Гермесу), трезубец у Посейдона, меч у Ареса, пояс у Афродиты и скипетр у Зевса [2, с. 116]. Не случайно Гермес почитался древними греками не только как бог торговли, но и как бог хитрости и воровства. В то же время Гермес совершает и добрые поступки. Например, именно он спасает Ареса, освободит его из плена великанов Алоадов (4, Песнь пятая). Гермес выпутывается из передряг, из которых другие олимпийские боги не могут выбраться (креативная функция). Например, он освобождает возлюблен- ную Зевса Ио, которую по приказу Геры сторожит многоглазый Аргус. Гермес усыпляет и убивает Аргуса. Креативная функция Гермеса (так же, как и Локи) проявляется и в изобре- тении новых предметов. Так Гермес придумал лиру и свирель (3, III К Гермесу). Гаврилов отмечает, что Гермес, так же, как и Локи, провоцирует разрушение старого мира и создание нового. “Именно Гермес приводит в земной мир Пан- дору, и она открывает ящик раздоров” [2, с. 125–126]: Аргоубийца ж, вожатый, вложил после этого в грудь ей Льстивые речи, обманы и лживую, хитрую душу. Женщину эту глашатай бессмертных Пандорою назвал. [1] Вывод Трикстер играет важную роль в скандинавской и древнегреческой мифоло- гиях. Он является двигателем, инициатором значимых для мифологического мира событий, как плохих, так и хороших, и приносит в мир новое. Отличитель- ными чертами трикстера можно считать противоречивость, изобретательность, бессознательность и изменчивость, которая в какой-то степени является след- ствием бессознательности, а в какой-то – прохождения цикла развития. Библиографический список 1. Гаврилов Д. А. К определению трикстера и его значимости в социокуль- турной реальности // Философия и социальная динамика XXI века: проблемы и перспективы : Первая Всерос. науч. конф. – 2006. – Омск, 2006. 2. Гаврилов Д. А. Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре. – М. : Со- циал.-полит. мысль, 2006. 3. Гомер. Гомеровы гимны / пер. В. В. Вересаева. – М. : Худож. лит., 1963.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=