Тульская историческая весна - 2022

201 изменившим облик человеком – совершил зло бессознательно (7, Язык поэзии, ч. 46. О выкупе за выдру). Локи же сделал так, что Хёд убил Бальдра, и помешал вернуть Бальдра из Хель (7, Видение Гюльви, ч. 49. Смерть Бальдра Доброго). Либо из любопытства и желания разыграть (шутка, розыгрыш очень важны для образа трикстера). Так Локи отрезал волосы у Сиф, жены Тора (8, Песни о богах, Волосы Сиф). При этом Локи совершает и полезные богам поступки. Он добывает для Сиф новые волосы, еще прекраснее прежних, корабль Скидбладнир для Фрейра, ко- пьё Гунгнир для Одина; помогает Тору вернуть молот от великана Трюма, ме- шает великану, взявшемуся построить стены Асгарда, закончить работу в срок и этим спасает Фрейю, солнце и луну [2, с. 42]; приносит асам победу над вели- каном Тьяцци и помогает заключить мир с великаншей Скади, рассмешив ее (7, Язык поэзии, ч. 3. Локи добывает Идунн, убийство Тьяцци). Но в своих действиях Локи не ориентируется на мораль (он не стремится быть ни моральным, ни аморальным), он совершает добрые поступки не из нрав- ственных соображений, в то же время злые поступки он совершает бессозна- тельно: из любопытства, шалости. Многие как добрые, так и злые дела Локи со- вершает, чтобы спасти свою жизнь, которую сам же ставит под угрозу необду- манными действиями. Локи ударил палкой орла, но палка пристала к спине птицы, а руки Локи – к другому концу палки. Локи оказался в ловушке и, чтобы освободиться, пообе- щал орлу выманить из Асгарда Идунн с ее яблоками, которые дарили скандинав- ским богам бессмертие. Локи исполнил это обещание, но потом сам же освобо- дил Идунн, чтобы спастись от гнева остальных асов (7, Язык поэзии, ч. 2. Вели- кан Тьяцци похищает Идунн) (7, ч. 3. Локи добывает Идунн, убийство Тьяцци). Во многих легендах о Локи прослеживается похожая траектория развития собы- тий: Локи сам загоняет себя в ловушку, причем чаще всего бессознательными, даже глупыми действиями, чтобы спастись самому загоняет в ловушку другого, а потом спасает его/ее из этой ловушки с помощью хитрости и изворотливости. То есть вначале он попадается очень глупо, а в конце придумывает способ вы- браться из западни, который не может придумать никто другой. Гаврилов в своей работе “Трикстер. Лицедей в евроазиатском фольклоре” пишет, что в зависимо- сти от ситуации “трикстер выступает, как Старый Мудрец с одной стороны и как юнец – с другой”. Таким образом, Локи, как трикстер, в рамках одной истории проходит цикл развития от “юнца” – бессознательной глупости – до “мудреца” – хитрости и изобретательности, зачастую спасающей всех асов (и в каждой новой истории проходит этот цикл заново). В добрых делах Локи проявляется его креативная функция трикстера. Он находит выходы из кажущихся безвыходными ситуаций. Креативная функция Локи проявляется еще и в том, что он изобретает новые предметы. Ульям Доти приводит подобную функцию трикстера (функция “бриколера”, то есть создаю- щего новое из существующего) в своей работе [6, с. 3]. Так Локи придумал ры- боловную сеть (7, Видение Гюльви, ч. 50. Связывание Локи).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=