Тульская историческая весна - 2022

197 метил сам российский император. Александр II даже вернул ему почётную драго- ценную саблю, которую он получил за упорную защиту Плевны. Возможно, худож- ник не ставил целью изобразить турецкого героя, он хотел показать больше сам факт его пленения. Это можно подтвердить наличием государственного заказа на написание картин. Из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона: «В Париже произошел переход его от жанровой к баталической живописи, причиною которого было получение Высочайшего заказа на несколько картин на сюжет из Восточной войны 1877–1878 гг.» [5, с. 782]. Изображение таких личностей как Скобелев, император Александр II, великий князь Николай Николаевич связано с их огромным значением для самой войны. Скобелев – сыграл важную роль в победах русских войск. «А заботы его о солдате и вообще о подчиненных, устройство продовольственной части и вообще военно- административная его деятельность, наконец, понимание значения морального эле- мента и уменье воздействовать в этом смысле на войска настолько образцовы, что нелегко найти повторение сочетания всех этих достоинств в этой же кампании» [4, с. 577]. Великий князь Николай Николаевич – главнокомандующий Дунайской армией, брат Александра II, что немаловажно «подчинялся только царю» [3, с. 64]. В сознании общества того времени все выбранные персонажи воспринимались как герои, способные довести войну до победного конца. Картины Василия Верещагина заметно отличаются от произведений Лагорио и Дмитриева-Оренбургского. На своих полотнах он не изображает бой или сраже- ние, художник стремится передать другую сторону войны. Условно его картины можно разделить на две категории: изображение последствий боя и изображение быта солдат вне боевых действий. У Василия Васильевича Верещагина присут- ствуют такие картины как «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной», «Пе- ред атакой. Под Плевной», «Победители» и «Побеждённые. Панихида». Последние два произведения стоит более пристально рассмотреть. На этих картинах послед- ствия сражения приведены с разных сторон. Полотно «Победители» показывает всеобщие ликование, радость за то, что битва не забрала жизни солдат, а картина «Побеждённые. Панихида» совсем наоборот, показывает смерть и всеобщие горе. Картины Верещагина во многом не отвечали общественному мнению того вре- мени. Когда в обществе эта война была встречена с восторгом, и никто даже не задумывался о тех последствиях, которые он может принести. Верещагин показал обществу трагичную сторону войны, со всеми её смертями и разрушениями. Во многом, это связно с посещением Верещагина боевых действий: «В следующем году В. отправился на Дунай; там он состоял при Скобелеве и Гурко и получил рану во время пребывания на миноноске лейтенанта Скрыдлова. Затем присутствовал при Плевненской битве и во время кавалерийского набега на Адрианополь испол- нял даже должность начальника штаба» [6, с. 27]. Вторая категория представлена не таким большим количеством полотен. Стоит обозначить такие картины как «Солдат на снегу», «Два ястреба» и «Пикет на Балканах». Эти картины показывают будни простых солдат вне боевых действий. Где-то они несут караул, а где-то охраняют пленных. Мне кажется, что Верещагин

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=