Тульская историческая весна - 2022

196 стойкость и, несмотря на неоднократные предложения капитуляции, не сдались ту- рецким войскам. Помимо изображения военных действий у Льва Фетисовича присутствуют и пейзажи с места событий. Картину «Шипкинский перевал» можно отнести к от- дельной группе пейзажей с места военных действий. Из всех художников Лагорио единственный у кого присутствуют полотна такого, необычного, на первый взгляд, содержания. Картины Льва Фетисовича Лагорио в первую очередь показывают по- беду русских войск. Это чётко прослеживается в его «морской» серии картин, где изображение самого флота является демонстрацией непобедимости России на море. Полотна художника также служат выражением общественного мнения того времени. Такие темы картин, как непобедимость русского флота, преобладание минного вооружения и стойкость русской армии действительно имели место в представлениях общества на момент войны. Дмитриев-Оренбургский в основу своих картин, посвящённых Русско-турец- кой войне 1877–1878 годов взял, как представляется, две ключевые тематики. Во- первых, это изображение войны и непосредственного боя. Полотна художника изобилуют подобными сюжетами. Можно увидеть самые разные эпизоды сраже- ний, штурма и даже переправы. Во-вторых, для художника характерно обилие кар- тин с участием исторических личностей. События войны в картинах Дмитриева-Оренбургского, посвящённых русско- турецкому конфликту, встречаются наиболее часто. На таких картинах, как «Штурм крепости Ардаган 5 мая 1877 года», «Переправа русской армии через Ду- най у Зимницы 15 июня 1877 года», «Штыковой бой полков русской гвардии с ту- рецкой армией на Систовских высотах 14 июня 1877 года» можно увидеть события боя с разных сторон. Отдельно стоит обозначить картины, которые посвящены сра- жению под Плевной. Полотна «Артиллерийский бой под Плевной», «Захват Гри- вицкого редута под Плевной», «Атака зелёных гор», «Последний бой под Плевной 28 ноября 1877 года» подробно показывают эпизоды этого сражения. Возможно, художник стремился больше задокументировать войну, чем вызвать какие-то эмо- ции и чувства у зрителя. Второе направление художника связано с изображением исторических личнос- тей, которые, так или иначе, имели отношение к Русско-турецкому конфликту. Их можно встретить на таких полотнах как «Въезд великого князя Николая Нико- лаевича в Тырново 30 июня 1877 года», «Въезд Александра II в Плоешти 15 июня 1877 года», «Генерал М. Ю. Скобелев на коне» и «Представление пленного Османа-паши Александру II, в день взятия Плевны русскими войсками 29 ноября 1877 года». На последней картине я бы хотел остановиться более подробно. Это полотно можно назвать уникальным сразу по нескольким причинам. Первая – это участие и, что немаловажно, прямое упоминание исторической личности противо- положной стороны. Второе, это изображение именно Осман-паши – упорного за- щитника Плевны, который за свои боевые заслуги был удостоен множества наград. На приведённой картине представлен эпизод встречи пленного паши с Алексан- дром II. Стоит отметить, что мужество и доблесть турецкого военачальника от-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=