Тульская историческая весна - 2022

195 Русско-турецкий конфликт 1877–1878 гг. является одним из наиболее значи- мых во внешней политике России второй половины XIX века. Начавшийся в ре- зультате содействия балканским народам в национально-освободительной борь- бе, этот конфликт нашёл отражение в культуре, в частности в картинах русских художников XIX в. События этой войны изображены на полотнах Л. Ф. Лагорио, Н. Д. Дмитриев-Оренбургского и В. В. Верещагина. Их выбор не был случайным. Он был «…обусловлен огромной значимостью самой войны – крупнейшего собы- тия военной истории России второй половины XIX столетия» [1, с. 4]. Произведе- ния этих художников важны. Они служат не только ценным историческим источ- ником, но и являются выразителем общественного мнения того времени. Благодаря им можно понять, как воспринималась эта война, и какую реакцию она находила в обществе. Работы этих художников стоит рассмотреть более подробно. Лев Лагорио является единственным художником из перечисленных, у кото- рого присутствуют картины с морской тематикой. Это во многом объясняется тем, что художник был первым учеником небезызвестного Ивана Константиновича Ай- вазовского, который известен своими морскими пейзажами. На «морских» полот- нах Лагорио пейзажи, конечно, отсутствуют, но вместо них художник изображает бой и сражение. Стоит назвать ключевые работы художника в этом направлении. Работа «Уничтожение пароходом «Великий князь Константин» турецких судов у Босфора. 1877» изображает победу Русского судна в сражении с турецким фло- том. Не случайно Львом Лагорио было выбрано именно это судно, как ключевой объект на картине. Этому во многом могли способствовать те настроения, которые на момент войны преобладали в армии и флоте. Во-первых, стоит отметить класс судна – минный пароход. Дело в том, что на момент войны был сделан упор на производство минных кораблей, так как это могло дать возможность переходить в наступление и доминировать над противником, особенно это было важно во время форсирования Дуная русскими войсками. В «Истории русской армии и фло- та» представлена такая мысль: «Итак, главным оружием нашим в борьбе с турец- ким флотом должна была, по необходимости, стать мина. Её и решено было ис- пользовать возможно шире» [2, с. 22]. Возможно, именно такие настроения перед войной стали причиной обозначения этого судна как ключевого объекта на по- лотне. Во-вторых, это могла быть демонстрация мощи флота России. Флот и во- енно-морское дело в Российской империи всегда воспринималось как что-то вели- чественное. Изображение именно победы в морском сражении соответствовало представлениям общества о том, что флот–главная опора России. Художник также изображал «наземные» события войны. Были представлены освобождения и отбитие крепостей, моменты сражения и битв. Среди картин этой направленности стоит снова отметить изображение одного и того же события с раз- ных сторон. Баязетское сидение у Льва Лагорио показано на двух взаимосвязанных картинах, «Отбитие штурма крепости Баязет 8 июня 1877 года» и «Освобождение гарнизона Баязетской цитадели 28 июня 1877 года». Также как и с прошлыми ра- ботами Лагорио выбор ключевого объекта на полотне не стал случайным. Воз- можно, это связано с тем, что во время штурма крепости русские солдаты проявили

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=