Тульская историческая весна - 2022

192 шенность искусства. Поэтому работы писателя высоко ценились не только со- ветскими читателями, но и читателями по всему миру. Одна из особенностей ли- тературного мастерства Паустовского заключается в том, что он не пытается сухо описать биографию известного человека или встречу с ним, но старается передать свои эмоции и впечатления, делая текст лиричным и интересным. Именно в исторической прозе Константин Георгиевич оттачивает свой неповто- римый литературный стиль, полностью освещая происходившие события. На протяжении всего своего профессионального пути К. Г. Паустовский рассматривал сущность творчества – как в литературе, так и в живописи. Одно из ярких произведений Константина Георгиевича – сборник эссе «Радость твор- чества». В сборник вошли не только размышления о писательском мастерстве, но и несколько небольших очерков о художниках, статьи о наследии великих писателей, воспоминания о встречах прозаика с писателями-современниками. По мнению Елены Васильевны Летохо, Константин Георгиевич Паустов- ский, структурируя картину современной ему жизни, использует принципы ро- мантического и реалистического освоения действительности [5, с. 11]. Очерки небольшого размера, свободной композиции, имеющие не только описательный характер, но и в которых Паустовский делится впечатлениями от собственных наблюдений. Они носят философский, историко-биографический, публицисти- ческий и литературно-критический характер. Очерк для Константина Георгие- вича Паустовского – своего рода метажанр, в котором соединились художествен- ная пластика, психологизм, словесная живопись и – наука [4, с. 188]. Под историческим источником принято понимать всё, что может дать ин- формацию о прошлом. Художественная литература, которую мы можем рассмат- ривать как исторический источник, имеет свои особенности. Уникальность ли- тературных произведений состоит в возможности отразить незначительные обстоятельства исторического процесса. Рассматривая литературные произведе- ния Паустовского в определённый исторический период, например «Радость творчества», можно найти достаточно фактов и деталей. Сборник делится на три части: «о художниках и живописи», «о писателях и литературе», «радость творчества». Константин Георгиевич ярко описал жиз- ненную историю прекрасного живописца и портретиста Ореста Адамовича Ки- пренского, мастера пейзажа Исаака Ильича Левитана. Паустовский привёл мало- известные факты из биографий этих выдающихся художников. Константин Ге- оргиевич первым написал жизнеописание грузинского художника, яркого пред- ставителя примитивизма Нико Пиросманашвили (Нико Пиросмани), картины ко- торого сейчас находятся в Новой Третьяковской галереи и Национальной кар- тинной галереи Грузии. Также Паустовский написал и про нидерландского ху- дожника, представителя неоимпрессионизма Винсента Ван Гога, описав самый яркий период жизни мастера. Есть очерк и о близком друге Ван Гога, француз- ском живописце Поле Гогене. Также в сборник включены статьи об Александре Сергеевиче Пушкине, Ан- тоне Павловиче Чехове, Владимире Алексеевиче Гиляровском, Максиме Горь-

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=