Тульская историческая весна - 2022
188 ское исследование «Архипелаг ГУЛАГ». «Все, что писал Солженицын, т. е. не только работы ярко выраженного исторического характера, как “Август Четыр- надцатого” или “Архипелаг ГУЛАГ”, но и “чисто художественные”, такие как “Иван Денисович” или “В круге первом”, воспринимались прежде всего как ис- точник информации исторического характера : русская история ХХ века пред- ставала в них ожившей, осязаемой и доступной восприятию» [1, с. 199]. Свой художественный метод Александр Солженицын выстраивал, исходя из собственного жизненного опыта: постреволюционные годы, Великая Отече- ственная война, период заключения – все это кардинальным образом повлияло на развитие его системы морально-нравственных ценностей и подход к литера- туре и истории. Солженицына интересовали детальность, достоверность и точ- ность повествования с самого раннего этапа творчества, что в последствии и опре- делило его жизненный и творческий путь, а также роль этого художественного метода, применявшегося во всех художественных произведениях писателя. В первом увидевшем свет произведении «Один день Ивана Денисовича», опубликованном в журнале «Новый мир» в 1962 году, Солженицын ставит перед собой цель поведать читателю о тяжелой судьба простого человека, оказавше- гося в лагере. Этот небольшой текст, который сам автор классифицировал как рассказ, тогда как редакция журнала во главе с Твардовским назвала его пове- стью, выходит за рамки художественного текста, раскрывая читателю подлин- ную сущность одной из характерных черт эпохи сталинизма. Повествовательная техника данной лагерной повести отличается весьма слож- ной структурой: автор попеременно сочетает образы главного героя и автора-нар- ратора. Их точки зрения то сливаются воедино, частично или полностью, то нахо- дятся в оппозиции, то вовсе обобщаются, представляя уже не взгляд Ивана Дени- совича или рассказчика, а само настроение заключенных: колонны зэков, направ- ляющихся на работу, самой 104-й бригады, к которой принадлежит Шухов, или во- все настроение лагерного сообщества в целом. Несмотря на то, что события расска- зываются от третьего лица самим автором, в его речи читатель может уловить при- сутствие главного героя. Это можно заметить по лексике и построению высказыва- ний, которые присущи человеку из народа, крестьянину. Этот симбиоз непостоя- нен, шуховская речь чередуется с авторской на протяжении всего текста, появляясь в словах рассказчика в ключевые моменты, когда необходимо передать мироощу- щение Ивана Денисовича, отличающееся от видения писателя. «Автор как бы пе- ревоплощается в своего героя и ведет рассказ от его имени, его языком» [4, с. 178]. Это проявляется в эмоционально-экспрессной системе оценок, облаченных в жар- гонную, просторечную, диалектную лексику. Таким образом, именно благодаря этому слиянию в тексте звучит сразу несколько взаимодополняющих голосов эпохи: Солженицын не сосредотачивает всё внимание на взглядах одного лишь главного героя, бывшего крестьянина и солдата, а расширяет как границы нарра- тивной системы, так и возможности передачи информации читателю. Писатель, проведший в заключении одиннадцать лет, демонстрирует в «Од- ном дне Ивана Денисовича» только лишь семнадцать часов лагерного быта
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=