Тульская историческая весна - 2022

185 Коллективное сознание достаточно сильно, однако всё чаще у людей возни- кает идея о том, что каждый должен полагаться на собственные силы, в том числе и в семье. В общественной жизни в крестьянской среде это выражается в выходе из общины, власть которой рассматривается теперь как ущемление свободы. Примером крайне отрицательного проявления индивидуализма в художе- ственной литературе может служить образ Ларра из рассказа А. М. Горького «Старуха Изергиль» (1894 г.). Горький даёт герою говорящее имя: Ларра озна- чает «отверженный, выкинутый вон». Его отверженность, как и наказание – в нём самом: «Долго говорили с ним и наконец увидели, что он считает себя пер- вым на земле и, кроме себя, не видит ничего. Всем даже страшно стало, когда поняли, на какое одиночество он обрекал себя». [7, с. 28]. Люди дают герою то, чего он хочет – одиночество. Но оказывается, что именно этого Ларра и не может вынести. Идея писателя ясна – крайний индивидуализм губителен для самого индивидуалиста: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей...» [3, с. 29]. Таким образом, следует признать, что индивидуализм не становится прио- ритетным и ценностным явлением в русской ментальности. Это качество, скорее, воспринимается негативно, чем позитивно. 5. Ослабление религиозной составляющей в воспитании. Потребность в религии в большинстве семей остаётся достаточно сильной. Это выражается, во-первых, во внутреннем следовании православным христиан- ским идеям и установкам, и во-вторых, во внешнем соблюдении церковных обы- чаев. Однако в рассматриваемый исторический период первое начинает ослабе- вать, а второе преобладать. Этот процесс находит своё отражение и в литературе. Так, в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» герои-казаки соблюдают все внешние обряды церковной жизни: ходят на церковные службы, крестят детей, венчаются, отпевают усопших. Но истинной религиозности нет ни у кого из героев произведения. Тихая и, на первый взгляд, богобоязненная Наталья, узнав об измене мужа, пытается покончить с собой, то есть совершает самый страшный, с точки зрения верующего человека, грех. То же самое делает сноха Мелеховых Дарья, узнав о своей страшной болезни. А на слова Натальи «Бога побоялась бы», Дарья цинично, но честно отвечает: «Мне Он… зараз ни к чему… Он мне и так всю жизню мешал… Того нельзя, этого нельзя, всё грехами да страшным судом пужали… Страшнее этого суда, какой я над собой сделаю, не придумаешь»» [7, с. 485]. Такое восприятие Бога – результат воспитания внеш- ней, поверхностной религиозности. Подводя итог сказанному, следует отметить, что в русском обществе второй половины XIX – начала XX века под влиянием серьёзных исторических процес- сов происходит изменение ценностных ориентаций семейного воспитания, и ху- дожественная литература, как зеркало эпохи, запечатлевает и отражает их.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=