Тульская историческая весна - 2022

184 Так, в комедии А. П. Чехова «Вишнёвый сад» (1903 г.) разбогатевший купец Лопахин, только что купивший на торгах имение Раневской, говорит о себе: «Если бы отец мой и дед встали из гробов и посмотрели…, как их Ермолай, би- тый, малограмотный Ермолай, который зимой босиком бегал, как этот самый Ер- молай купил имение, прекрасней которого ничего нет на свете. Я купил имение, где дед и отец были рабами, где их не пускали даже в кухню» [5, с. 358]. В этом монологе Лопахина – гордость за себя, за свой успех, за свои деловые качества. Можно предположить, что эти ценности Лопахин будет транслировать и своим будущим детям. 3. Ослабление абсолютного авторитета родителей (старших) в семье. Изменение отношения к труду, появление возможности личного обогаще- ния, важность «рациональной предприимчивости» привели к ослаблению роли в семье старшего по возрасту. В патриархальной семье отец и мать полностью распоряжались всей жизнью семьи, имели право распределять трудовые обязан- ности и строго спрашивать с каждого за их исполнение. В новых условиях эти функции мог принимать на себя тот из членов семьи, кто лучше ориентировался в рациональных способах ведения хозяйства, кто мог действовать не по тради- ции, а по ситуации. В художественной литературе ослабление родительского авторитета пока- зано через семейные конфликты. Они и раньше находили отражение в художе- ственных произведениях, но происходили, если можно так выразиться, по гори- зонтали, то есть между равными по возрасту и семейному положению людьми (братьями, сёстрами, снохами). Теперь же возникают конфликты «отцов и де- тей» – название романа И. С. Тургенева в этом плане весьма показательно. Конфликт такого рода показан в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» (1925–1932 гг.). Григорий Мелехов женится по воле отца на хорошей, но не лю- бимой им девушке – Наталье Коршуновой. Сердце же его отдано замужней со- седке – Аксинье Астаховой. Решение Григория уйти из дома и жить вместе с Аксиньей в работниках у местного помещика Листницкого – знамение вре- мени. Григорий нарушает множество патриархальных семейных устоев, и один из них – проявление уважения к воле и мнению родителей. Григория не оста- навливает даже прямое проклятие отца: «Иди, куда глаза глядят!.. Нехай идёт, кобелина приблудный! Будь он проклят!» [6, с. 152]. Ещё ярче это проявляется в решении сестры Григория Дуняшки выйти за- муж за красноармейца Мишку Кошевого вопреки воле матери. Ситуация ослож- няется тем, что Михаил убил старшего брата своей невесты, и старая Ильинична ни за что не хочет такого зятя: «Хоть не проси, не отдам тебя за него! Нету вам моего благословения!» [7, с. 653]. Но Дуняшка непреклонна, она сама готова уйти к Михаилу, и мать сдаётся: «Ну, что ж дочушка… раз уж ты так надумала, Господь с тобою» [7, с. 653]. Это происходит уже в начале XX века и свидетельст- вует о разрушении патриархальных основ семьи. 4. Ослабление ценности коллективизма и, как следствие, развитие индиви- дуализма.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=