Тульская историческая весна - 2022

183 независимой личности, признание приоритета её прав и свобод» [2, с. 115]. Из- вестный писатель П. Д. Боборыкин в своих «Воспоминаниях» отмечал, что для появления «равноправно мыслящей личности» необходимы только «личные уси- лия и интеллектуальный труд» [1, с. 52–64]. Уже к 80-м годам XIX века правовые инновации привели к изменению меж- личностных связей в русском обществе, прежде всего в крестьянской семье. На смену связям, основанным исключительно на родстве или соседстве, пришли связи функциональные, опирающиеся на личный опыт и социальную роль чело- века. Кроме того, возникла возможность межсословных перемещений, что тоже сказалось на изменении семейных взаимоотношений. На эти отношения активно воздействовало и государство – через нормативные акты, постановления, законы. Естественно, что все изменения не могли не сказаться на жизни основной «ячейки общества», которой являлась семья. С одной стороны, семья в этот пе- риод продолжает стремиться к сохранению традиционного патриархального уклада. С другой – пытается встроиться в новые реалии. Это ярко отражается в изменениях ценностных ориентаций семейного воспитания, нашедших отра- жение в произведениях художественной литературы второй половины XIX – начале XX века. 1. Изменение отношения к труду. После отмены крепостного права крестьянской труд становится основой не только выживания, но и обогащения, накопления собственности. По меткому за- мечанию Л. О. Володиной, «принцип “кто не работает – тот не ест”, стал терять свою прежнюю безусловность, заменяясь принципом “кто работает – тот ест”» [2, с. 116]. Изменяется и отношение к качествам человека-работника. Ценится теперь уже не только трудолюбие, старание, умение работать, но и активность, предприимчивость. Интересно, что впервые образ такого человека-работника и такого отноше- ния к труду показан в написанном ещё за 14 лет до отмены крепостного права рассказе И. С. Тургенева «Хорь и Калиныч» (1847 г.). Крестьянин по прозвищу Хорь – «мужик умный» [4, с. 8], прекрасный хозяин, сумевший разбогатеть на торговле «помаленьку маслишком да дегтишком» [4, с. 11], настолько, что в со- стоянии платить огромный сторублёвый оброк своему барину и при этом не же- лающий от него откупиться, потому что барин обеспечивает ему своеобразную защиту: «…теперь я своего барина знаю и оброк свой знаю...» [4, с. 11]. Именно в такой ценностной системе Хорь воспитывает и своих детей. 2. Изменение отношения к идеалу «нестяжательности». В патриархальной крестьянской семье полагалось работать ровно столько, сколько нужно для удовлетворения её базовых потребностей. В русской менталь- ности не приветствовалось то, что в современном мире называется «сверхпо- треблением». Идеалом был достаток, а не богатство. С изменением же экономи- ческих отношений всё более явной ценностью становится обладание частной собственностью, практицизм и жизненный успех. Богатство теперь понимается как желанная награда за труд, энергию, инициативность.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=