Тульская историческая весна - 2022

18 Фульгенция, а также обозревается его жизнь, дается исторический фон, анализ и комментарии к произведениям. В российской историографии хотелось бы отметить ряд исследователей, чьи труды носят общий характер, но все-таки играют значительную роль для пони- мания Фульгенция, наследие которого они частично затрагивают: это Г. Г. Дили- генский [13], В. С. Дуров [14], И. Н. Голенищев-Кутузов [11], В. И. Уколова [22]. Отечественные исследования непосредственно о самом Фульгенции начи- наются с важной статьи Г. Ч. Гусейнова (1988) «Истолкование мифологии на ру- беже античности и средневековья из книги латинского грамматика V–VI вв.» [12], в дополнение к которой были переведены отрывки из «Трех книг мифоло- гий». На русском языке это первое исследование, дающее наиболее полный об- зор жизни автора и его творчества. Затем в книге «Первый ватиканский мифограф» (2000) В. Н. Ярхо [27] ис- следует Фульгенция как писателя, у которого первый и второй ватиканские ми- фографы делали множество заимствований. Также здесь рассматривается влия- ние автора на развитие последующей литературы. Наиболее полное отечественное исследование было проведено Е. В. Литов- ченко в ее кандидатской диссертации 2007 г. «Классическая традиция в трудах позднеримских интеллектуалов (конец IV – начало VI вв.)» [17] и трех статьях, выходивших с 2008 по 2010 гг. [18; 19; 20]. Она делает акцент на Мифографе как на первом представителе рецепции античности на латинском Западе. Переводами «Мифологий» Фульгенция занимался Н. Н. Болгов с публика- цией в сборнике «Классическая и византийская традиция» [23; 24; 25; 26]. В целом, можно отметить возросший в последний десятилетия интерес к творчеству Фульгенция как за рубежом – это такие исследователи как Грегори Хейс [2], Эмили Альбу [1], Этьен Вольф [9], так и в России. В последние несколько лет появляются литературоведческие статьи, анали- зирующие отдельные сюжеты у Фульгенция – Ю. Г. Котариди [16], А. В. Прото- попова и И. А. Протопопов [21], К. Б. Кислин [15] и др. Кроме того, во многих научных статьях «Мифологии» Фульгенция выступают ярким примером первой рецепции античности в медиевализирующейся культуре Европы. Библиографический список 1. Albu E. Disarming Aeneas: Fulgentius on Arms and the Man // The Power of Religion in Late Antiquity. – 2009. – P. 21–30. 2. Hays G. The date and identity of the mythographer Fulgentius // Journal of Medieval Latin. – 2003. – Vol. 13. – P. 163–252. 3. Helm R. Der Bischof Fulgentius und der Mythograph // Rheinisches Museum für Philologie. – 1899. – 54(NF). – P. 111–134. 4. Jungmann E. F. Coniectanea Fulgentiana. – Leipzig, 1872. 5. Jungmann E. F. Die Zeit des Fulgentius. Rheinisches Museum für Philologie. – Vol. 32. – 1877. – (NF). – P. 564–577.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=