Тульская историческая весна - 2022

178 риеву, автор у «Журавеек» всё-таки есть, и это никто иной как Гавриил Романо- вич Державин. Эту точку зрения отстаивает некий М. З., написавший в 1963 году статью для журнала «Военная быль», издававшегося в Париже. «Таково, нам кажется, происхождение 'журавлей', во всяком случае, первых из них» [4, с. 45]. В интернете встречается информация о том, что автором «Журавеек» мог быть М. Ю. Лермонтов (Синдаловский А. В. Лермонтовские адреса фольклорной летописи Петербурга // Нева, 2014. № 10. Журнальный зал (magazines.gorky.media) [Электронный ресурс]. URL: https://magazines.gorky.media/neva/2014/10/lermontovskie-- adresa-folklornoj-letopisi-peterburga.html ) , но подтвердить эту информацию в других источниках не явилось возможным. Вполне возможно, что Лермонтов, как но- ситель юнкерских традиций, мог петь или даже сочинять новые язвительные куп- леты, но сомнительно, что он был именно родоначальником этой традиции. Однако не стоит исключать, что авторство Державина или Лермонтова могло быть чем-то вроде полковой легенды, подобно тому, как сейчас знаменитым поэтам приписывают стихи неизвестного авторства, гуляющие по интернету. Сказать, что «Журавейки» были призваны подогревать полковое соперни- чество однозначно нельзя. У фольклора, как правило, нет задачи что-либо про- пагандировать. Он рождается как зеркало жизни, проекция какого-либо явления действительности. Если же принимать во внимание авторство Державина, то не стоит исключать вероятность «заказа» (в том числе социального) «Журавеек» как ещё одного способа взращивания полкового соперничества. Соперничество в армии, как пишет Е. С. Сенявская [6, с. 135], существовало в том или ином виде ещё с древности. Оно в значительной степени характерно для закрытых мужских коллективов и для общностей, где есть искусственное разделение на группы по тем или иным признакам. В российской императорской армии у каждого полка существовали свои отличительные знаки: знамёна, награды, форма, серебряные трубы. Доходило до того, что в некоторые полки принимали парней, обладающих определенными чертами внешности: курно- сых – в Павловский полк, голубоглазых – в Александровский. Даже эти внешние различия обыгрывались в «Журавейках»: Неуклюжи и сопаты Гвардии в Павловском солдаты. А курносы как телята – Это павловцы-ребята. Полковое соперничество старательно взращивалось и лелеялось всеми от ко- мандиров до императоров. Вместе с «Журавейками» оно кочевало из армии в воен- ные учебные заведения и обратно. И в этом всём был прозаичный смысл: группа, объединенная общими традициями, особыми знаками, историей и пережитым опы- том, отличающаяся от других таких же групп, превращалась в сплочённое братство. Недаром соревнование как естественное желание «превзойти», «обогнать» – один из способов повышения мотивации и достижения более высоких результатов (вспомним социалистические соревнования в СССР или большой спорт).

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=