Тульская историческая весна - 2022

143 На основании «Правил для учащихся» РСФСР разрабатывались аналогич- ные правила и в других союзных республиках (с учетом особенностей их быта и культуры). Они должны были способствовать укреплению воспитательной ра- боты в школе. Школьная администрация, милиция, комсомол, профсоюзы и ро- дительская общественность активно боролись с отсевом учащихся, устанавли- вался жесткий контроль над ними, родителями и учителями. 21 марта 1944 г. приказом наркома просвещения РСФСР «Об укреплении дисциплины в школе» вводились как поощрения примерных учащихся (похваль- ными грамотами и прочим), так и наказания нерадивых (выговор и постановка у двери, исключение или направление в школу с особым режимом). Приказ требо- вал прекратить «бесплодные разъяснения и уговаривания бесчинствующих и лентяев» и беспрекословно выполнять «Правила». В завершении рассматриваемой проблематики осталось добавить, что именно события Великой Отечественной войны привели к появлению раздель- ного обучения мальчиков и девочек. Еще постановлением СНК СССР от 24 ок- тября 1942 г. на занятиях по допризывной военной подготовке было введено, начиная с пятого класса, раздельное обучение мальчиков и девочек по различ- ным программам [5, с. 29–37]. Для дальнейшей реализации раздельного обучения Отделом школ ЦК ВКП(б) и Наркомпросом РСФСР в 1943 г. была подготовлена докладная записка «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в неполных средних и средних школах Союза ССР». Подчеркивалось, что основная задача совмест- ного обучения – ликвидировать дискриминацию женщин – за 25 лет советской власти выполнена. 16 июля 1943 г. постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) о введении раздельного обучения было утверждено Политбюро. 16 июля 1943 г. постановление СНК СССР № 789 «О введении раздельного обучения мальчиков и девочек в непол- ных средних и средних школах областных, краевых городов, столичных центров союзных и автономных республик и крупных промышленных городов» подпи- сал И. В. Сталин. За указанием крылась попытка отнести трагические события первого периода войны, отразившиеся на деятельности школы, не на счет оши- бок руководства, неразберихи и паники, охватившей людей и значительную часть бюрократии, а на счет качества подготовки молодежи школой. К завершающему этапу войны в 1944–1945 гг. в СССР система образования в том числе и СПО была практически полностью восстановлена. В первом полу- годии 1944–1945 учебного года в ходе подготовки учащихся к выпускным экза- менам Наркомпрос РСФСР проводил инспекторскую проверку многих школ. В декабре 1944 г. ее результаты получили отражение в приказе об организации повторения учебного материала в выпускных классах всех типов общеобразова- тельных школ.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=