Тульская историческая весна - 2022
142 В 1943 г. СНК СССР признал сложившуюся практику досрочных выпусков учащихся училищ и школ ФЗО порочной, приходилось их дополнительно обу- чать на производстве. Согласно решению СНК от 3 февраля 1943 г. досрочный выпуск учащихся мог производиться не чаще двух раз в год и по требованию ГУТР [1, с. 26–28]. В 1941–1945 гг. учебные заведения подготовили 2480 тыс. квалифицирован- ных рабочих. На ряде предприятий, особенно в восточных районах страны, вос- питанники трудовых резервов составляли более половины всех рабочих. План третьей (1938–1942) пятилетки, предусматривавший осуществить все- общее среднее обучение в городе, завершить всеобщее семилетнее среднее обу- чение, расширив охват детей десятилетним обучением в деревне и во всех наци- ональных республиках, срывался. 30 июля 1942 г. Тульский облисполком отме- тил: государственный план по всеобучу выполнен неудовлетворительно. Мест- ные органы оправдывались тем, что в военное время надо воевать, а не учиться. «Как бы мы ни были поглощены войной, – говорилось в газете «Правда», – закон о всеобщем обучении остается незыблемым в условиях войны…Никаких ссылок на военную обстановку» [3]. При этом, выпуск военной высокотехнологичной продукции требовал не только высокой квалификации, но и образования в объеме 8–10 классов. Абсо- лютное большинство воспитанников учебных заведений ГУТР имело образова- ние ниже семи классов. Несмотря на принимаемые правительственные директивы, проведение всеобуча во многих областях страны оказалось на грани срыва. 15 июля 1943 г. СНК СССР принял постановление «Об обучении подростков, работающих на предприятиях». Учебно-методическое руководство средним специальным образованием с июля 1943 г. осуществлял Комитет по делам высшей школы при СНК СССР. Для занятых в промышленности или в сельском хозяйстве появились новые учебные заведения: вечерние и заочные школы. При крупных заводах и фабри- ках с 1 сентября 1943 г. – семи- и десятилетние школы рабочей молодежи (да- лее – ШРМ), с осени 1944 г. – школы для сельской молодежи (ШСМ). Организация школьного обучения без отрыва от производства в вечерних и заочных школах, а затем в ШРМ открывала перед ними потенциальные воз- можности для повышения общего образования. Однако, большая часть юношей и девушек не могла ими воспользоваться из-за постоянной занятости на пред- приятиях, лишь эпизодически посещая данные учебные заведения. В 1943 г., с переломом в ходе войны, властью был предпринят комплекс мер, направленных на изменение ситуации. 2 августа 1943 г. СНК РСФСР утвердил «Правила для учащихся», в них определялись обязанности школьника по отно- шению к школе, учителям, родителям, старшим и товарищам. Устанавливались правила поведения учащихся в школе и вне ее. 5 августа 1943 г. приказом наркома просвещения РСФСР для учеников, начиная с пятого класса, вводился ученический билет [4, с. 24–38].
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=