Тульская историческая весна - 2022

141 Система начального и среднего профессионального образования (далее – СПО) в конце 1930-х гг. была представлена профессиональными училищами и школами фабрично-заводского обучения (далее – ФЗО). После начала Великой Отечественной войны система СПО, как и другие уровни образования, как и страна в целом стала работать таким образом, чтобы обеспечить мобилизацию всех сил на разгром агрессора [4, с. 24–38]. 27 июля 1941 г. решением ГКО СССР учебно-производственная деятель- ность училищ и школ ФЗО была переключена на выполнение оборонных заказов, а администрации учебных заведений надлежало усилить политико-воспитатель- ную работу [2, с. 55–57]. В сентябре 1941 г. закрытым письмом начальника Главного управления тру- довых резервов (далее – ГУТР) П. Г. Москатова были введены новая организация учебного процесса, трудовой режим военного времени, меры материального сти- мулирования. Учащиеся в возрасте от 16 лет обязывались работать на производстве восемь часов в день, при этом администрациям заводов давалось право изменять его продолжительность. За изготовление деталей для военной техники и боеприпа- сов подростку выплачивалось 50 % их стоимости, 33 % перечислялись в госбюд- жет, а 17 % – в фонд директора училища. Значительно сократились сроки обучения. Так, в ремесленных училищах до войны обучение продолжалось 2,5 года, при этом теоретический курс занимал до 40–50 % учебного времени, а теперь было сокращено до года. В сжатые сроки под- росток получал минимум знаний и навыков. Фактически подростки осваивали про- фессию в ходе выполнения военных заказов. Выпускные экзамены отменялись. В 1942 г. ухудшающаяся обстановка на фронте привела к еще более строгим ограничениям. Приказом по ГУТР от 22 июля 1942 г. в ремесленных училищах был установлен семичасовой учебно-производственный день: шесть часов про- изводственного обучения и один час теоретических занятий. Выпускники ремесленных училищ и ФЗО стали одним из основных источ- ников пополнения кадрового состава промышленных предприятий. Мобилиза- ция рабочих на фронт требовала усилить набор подростков в ремесленные учи- лища и школы ФЗО. Первый призыв молодежи прошел на добровольной основе, в ряде областей страны план призыва был перевыполнен. Но набирать установ- ленный по плану контингент становилось сложнее. Мобилизационный план на 1942–1943 учебный год полностью выполнить не удалось. Так, например, секре- тарь Свердловского горкома В. М. Андрианов в мае 1942 г. в телеграмме ГУТР сообщил, что возможно набрать в школы ФЗО не более 5 тыс. человек. Он просил оставшуюся часть призвать из других областей. Ресурс молодежи для набора в РУ и школы ФЗО исчерпан [5, с. 29–37]. К началу 1943–1944 учебного года большая часть страны оказалась не в со- стоянии выполнить мобилизационный план: в городской местности практически все подлежащие призыву подростки или уже учились, или работали по специ- альности. При этом, широко практиковалось привлечение к работе подростков обоего пола моложе 16 лет.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=