Тульская историческая весна - 2022

14 эллинистические постройки, не выдерживает критики, и скорее всего, «Библио- тека» носила дополнительное ко всему и уникальное практическое назначение. Адриан строил подобные комплексы, первоначально предназначенные для Императорского культа, в разных частях Империи, например, Траянеум в его родном городе Италика [6, p. 136] на площади « nova urbs» и «Библиотека Адри- ана» в его «духовном родном городе» Афинах. Что же касается функции афинского комплекса, то Филиппо Коарелли [7, p. 118] в недавно опубликованной статье предположил, что ближайшей паралле- лью была бы Библиотека Хаднана в Александрии, которая, согласно папирусным источникам, была построена около 127 г. По словам источника, Александрий- ская библиотека была построена для того, чтобы предотвратить сокрытие каких- либо нарушений в кадастровой документации в Египте. Хочется выдвинуть предположение, что Адриан построил бы подобный комплекс в своем любимом городе Афинах, чтобы прославить свои собственные добродетели и разместить центральные архивы всей провинции Ахайя. Хорошо известно, что в Афинах существовал еще один храм, который ис- пользовался в качестве официального архива города до его разрушения геру- лами – Метроон в Старом Булевтерионе на Агоре. Адриан хотел, чтобы еще одна «библиотека» также находилась в Афинах, где хранились бы все кадастровые документы провинции, ранее, возможно, разделенные между несколькими раз- личными архивами. Как и в Александрии, эти новые архивы нашли место в ком- плексе, предназначенном для Императорского культа. Во время вторжения герулов [1, с. 253] в 267 г. «Библиотеке» был нанесен значительный ущерб, а в 277 г., когда город стремился лучше защитить себя, библиотека была сделана частью крепостной стены. «Библиотека» была отре- монтирована Геркулесом (407–412 гг.), префектом (эпархом) Иллирика, а его статуя была установлена у входа в здание. В V–VI вв. Афины были включены в процесс христианизации и вскоре пол- ностью утратили свою языческую классическую традицию [10, p. 66]; соответ- ственно, строительство храмов прекратилось, но вместо этого начался период финансируемого империей церковного строительства или переустройства язы- ческих сооружений в христианские в аналогичном масштабе [11, p. 44]. Обсуж- далась тесная связь между официальной священной архитектурой культа импе- ратора и самой ранней официальной церковной архитектурой, но мало кто будет отрицать, что самые ранние законные церковные здания были спланированы и выполнены под эгидой императора. Также важно помнить, что первые пять важных императоров, Константин (со своей матерью), Феодосий I, Феодосий II, Маркиан, Лев I и их жены стали святыми, чтобы им можно было поклоняться в их новом облике. И уже христи- анские храмы в определенное время года служили, чтобы можно было обра- щаться к императорам как к божественным спасителям. Столь же логично, что империя с ее трансформированным управлением начала с V века трансформацию «Библиотеки Адриана» из культурного

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=