Тульская историческая весна - 2022

136 хозяйстве в числе специалистов и руководителей предприятий и учреждений насчитывалось более 1,37 млн практиков [2, с. 512]. Формирование кадров на практической работе происходило также в сфере просвещения и культуры. Ряды учителей, особенно начальных школ, пополня- лись культармейцами. В 1930–1932 гг. 70 тыс. комсомольцев были направлены на педагогическую работу, имевших, как правило, невысокий уровень образова- ния. Знания потенциальные педагоги получали в основном путем самообразова- ния, на краткосрочных курсах, в заочных институтах и педтехникумах. Эффективность выдвиженчества находилась в прямой зависимости от раз- маха организации обучения выдвиженцев без отрыва от работы в промышлен- ных академиях, вузах, техникумах, совпартшколах, студиях, кружках, литера- турных объединениях. В 1940/41 учебном году в вечерних вузах обучалось 26,9 тыс., в заочных – 226,7 тыс. человек [9, с. 152], то есть более полное образо- вание получало немногим более, чем 10 % от всей массы учащихся, следова- тельно, акцент делался на массовость в плане создания квалифицированных кад- ров, а не на качество образования. Главным направлением советской власти в отношении формировании кад- ров интеллигенции оставалось создание ученых – научной интеллигенции. В Академии наук СССР в 1927 г. трудилось всего 683 научных работника. Среди них трудились ученые, которые котировались и за пределами союза – В. И. Вер- надский, А. П. Карпинский, А. Ф. Иоффе, С. А. Чаплыгин и другие. Но для рас- ширения кадрового состава требовалась усиленная подготовка будущего науч- ного состава. В годы первых пятилеток сформировались такие советские ученые как И. В. Курчатов, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, С. П. Королев, М. В. Кельдыш, А. Н. Несмеянов и другие. В начале первой пятилетки государство сконцентрировало работу Академии наук на расширение научных учреждений для проведения индустриализации. Большую роль в этом процесса играли научно-исследовательские институты, под- ведомственные наркоматам и тесно связанные с промышленностью. В 1929 г. дейст- вовало 70 таких научно-исследовательских учреждений, а в 1935 г. уже 238. В 1935 г. только в 192 из них работало свыше 30 тыс. человек, в том числе 12297 научных и около 10 тыс. научно-вспомогательных работников [12, с. 151]. Главное направление индустриализации в годы первой пятилетки – промыш- ленное строительство, создание новых индустриальных предприятий. Для их про- ектирования была создана государственная система проектных институтов. Заслугой работы ученых и инженеров явилось проектирование и техниче- ское руководство строительством крупных гидротехнических сооружений. Наиболее значимые из них – Днепрогэс, Беломорско-Балтийский канал и канал Москва – Волга. Задачи в осуществлении индустриализации осуществлялись при непосред- ственной работе инженерно-технических кадров. В 1926 г. в стране насчитыва- лось 225 тыс. инженерно-технических работников, а в 1939 г. уже 1,656 млн. Зна- чительная часть их работала на производстве. За две довоенные пятилетки

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=