Тульская историческая весна - 2022
135 вплоть до 1934 г. В результате целенаправленной политики эмансипации жен- щин их процент среди студенчества в вузах увеличился с 28,1 % в 1928 г. до 58 % в 1940 г., среди учащихся техникумов – с 37,6 % до 55 % [7, с. 205]. В годы первой и второй пятилеток была расширена сеть учебных заведений в национальных республиках. За 1927/28 – 1940/41 учебные годы на Украине число вузов увеличилось на 134, техникумов – на 535, в Белоруссии – соответ- ственно на 21 и 98, в Узбекистане – на 27 и 57, в Азербайджане – на 13 и 54, в Казахстане – на 19 и 94. В Таджикской, Киргизской и Туркменской республи- ках, где в 1927 г. не было ни одного вуза, в 1940/41 учебном году их стало 17. Сеть техникумов в Казахстане и Средней Азии за эти годы увеличилась с 82 до 315 единиц [9, с. 157, 156]. В составе студенчества возросли количество и удельный вес молодежи местной национальности. Например, в Азербайджане с 1920 по 1933 г. общее количество студентов вузов увеличилось с 1094 до 9887, то есть примерно в 9 раз, а студентов-азербайджанцев – с 297 до 4892, то есть в 16,5 раза [6, с. 375]. За годы довоенных пятилеток (1929–1940 гг.) было подготовлено в вузах 868 тыс., а в техникумах – 1,592 млн специалистов. В 1928 – 1941 гг. вузы страны выпустили 310,8 тыс. инженеров, 109,8 тыс. специалистов сельского хозяйства, 371,9 тыс. учителей и работников искусства [7, с. 216]. Наряду с системным созданием кадров интеллигенции с помощью регуляр- ных учебных заведений активно продолжалась практика выдвиженчества. Роль выдвиженчества в пополнении разных отрядов интеллигенции не оди- накова. Более значительной она была в тех случаях, когда основным содержа- нием деятельности выдвиженца являлась организаторская работа, руководство людьми. Поэтому выдвиженчество широко практиковалось для пополнения пар- тийных, хозяйственных и военных кадров. Рост кадров, специализировавшихся на организационно-политической и идео- логической работе, наиболее интенсивно происходил внутри партии. За 1930– 1934 гг. на административно-хозяйственную и другую ответственную работу было направлено 666 тыс. рабочих членов партии. Для беспартийных рабочих и крестьян первичной школой управления, пред- шествующей выдвижению, являлась работа в Советах, профсоюзах, Рабоче-кре- стьянской инспекции. Профсоюзный актив был базой для выдвижения главным образом на административно-хозяйственную и кооперативную работу. Из 37790 членов профсоюзов, выдвинутых в 1930 г. на руководящую работу, 50,1 % было направлено в промышленность, на строительство и транспорт, 12,3 % – в адми- нистративные органы, 6,9 % – в кооперацию, госторговлю и общественное пита- ние [8, с. 142], то есть в те отрасли, к руководящей работе в которых выдви- женцы имели опыт подготовки предшествующей производственной и общест- венной деятельностью. Сам факт выдвижения рабочего или крестьянина на работу, требующую со- лидных знаний, не превращал его в интеллигента. Но в большинстве случаев он являлся началом роста интеллектуальных сил выдвиженца. В 1933 г. в народном
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=