Тульская историческая весна - 2022

134 им. Такие разногласия между властью и интеллигенцией поставили задачу со- здания новой социалистической интеллигенции. Решая проблему кадров на рубеже 1920–1930-х гг., большевики ставили за- дачу расширения сети вузов и техникумов, а также создания новых типов учеб- ных заведений: промышленных академий, высших коммунистических сельско- хозяйственных школ, заводов-втузов и др. Если в 1927/28 учебном году в стране действовало 148 вузов и 1037 средних специальных учебных заведений, то уже в 1932/33 учебном году вузов стало 832, а средних специальных учебных заведе- ний – 3509 [4, с. 218]. Важной предпосылкой успешного формирования новых специалистов явля- лось активное привлечение пролетариата и крестьян, особенно колхозников, ведь именно на эти слои населения опиралась советская власть и именно они бу- дут ей обязаны рабочими местами, которые они займут по итогу учебы, что сде- лает их наиболее лояльными к текущему политическому режиму в стране. Рабочие поступали в вузы и техникумы чаще всего через рабфаки и разного рода подготовительные курсы. За 1930–1935 гг. рабфаки передали в вузы свыше 250 тыс. человек. В 1927/28 учебном году рабочие составляли 25,4 % всех сту- дентов вузов, а на 1 января 1933 г. – 50,3 %; среди учащихся средних специаль- ных учебных заведений – соответственно 25,8 и 41,5 % [13, с. 174]. Значительное место в составе студенчества занимала молодежь преимуще- ственно из крестьянства, большей частью колхозники и дети колхозников. В ву- зах страны доля крестьян равнялась в 1927/28 учебном году 23,9 %, на 1 января 1933 г. – 16,9 %, на 1 января 1938 г. – 21,6 %, в техникумах – соответственно 30,2 %, 39,8 %, 54,3 % [6, с. 138]. В годы первой пятилетки классовый принцип оставался главным при отборе абитуриентов: рабочие и колхозники принимались в первую очередь. Однако из- менения в социальном составе интеллигенции позволили снять ограничения для детей интеллигенции и служащих при зачислении в вузы и техникумы. В 1938 г. в составе студентов вузов рабочих и их детей было 33,9 %, колхозников – 21,6 %, служащих – 42,2 % [6, с. 138]. Характерной чертой подготовки новых кадров интеллигенции в обозначен- ный период была организация специального приема членов партии в высшие и средние специальные учебные заведения, так называемые наборы «партий- ных тысяч». По первому набору «партийной тысячи» в 1928 г. в технические институты было принято 949 коммунистов. В 1929 г. в индустриальные вузы и техникумы было направлено еще 970 коммунистов. В дальнейшем специаль- ные наборы проводились в технические, сельскохозяйственные, военные учеб- ные заведения. Одним из направлений в формировании кадров интеллигенции стало актив- ное вовлечение женщин в учебный процесс. Основой этого шага стало постанов- ление ЦК ВКП (б) от 22 февраля 1929 г. «О броне для девушек во втузах, техни- кумах и рабфаках». На его основе для девушек бронировалось значительное число мест в каждом приеме в учебные заведения. Такая практика сохранялась

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=