Тульская историческая весна - 2022

13 Особенно в Малой Азии храмовый культ римского императора можно рас- сматривать как продолжение местных религиозных обычаев, но есть признаки того, что Рим пытался объединить императорскую власть и местные религиоз- ные обычаи, как в Египте, так и в кельтских областях. В Галлии, например, Ав- густ, казалось, стремился отождествить себя с самым важным панкельтским бо- жеством, Лугом, чей ежегодный праздник, к счастью для Августа, приходился примерно на начало августа. Культ императора также с самого начала является способом интеграции провинций в систему «Pax Romana» и поэтому может рассматриваться как часть процесса романизации. Римские власти не устанавливали четкие рамки для внед- рения культа и оставляли провинциям право самим назначать день празднеств и организовать их по своему желанию [2, с. 122]. Но была ли такая ситуация в Афинах, занимались ли римские императоры интеграцией эллинистической традиции и собственного культа? Главные афинские храмовые комплексы не включали в себя императорских изображений и не были частью императорского культа. Парфенон представлял из себя древний храм богов древней эллинистиче- ской традиции, символ античной культуры и эллинизма, а его главным боже- ством была статуя Афины. Обратимся к описанию Парфенона Павсанием. В «Описании Эллады» мы наблюдаем концентрацию внимания автора на статуе Афины: «Статуя Афины изображает ее во весь рост в хитоне до самых ног; у нее на груди – голова Медузы из слоновой кости…» [4, с. 81]. Подобный пример рас- становки акцентов не единственный. Эрехтейон, то есть храм Афины Полиады (аналогичное божеству – покро- вителю города Афин), в котором находилась самая важная культовая статуя бо- гини, тоже был вне императорского культа. Главный символ демократии и, соответственно, народных собраний – Пникс, находивший в центре Афин в километре от Акрополя, по аналогии с вы- шеперечисленными храмами был домом для эллинистических божеств. Первым сооружением в честь императора в Афинах был круглый храм Рима и Августа, возведенный после 19 года до н. э. и располагавшийся в 20 метрах от Парфенона [8, p. 233]. Таким образом, мы видим, что в столице провинции Ахайя императорский культ ярко выраженно представлен не был, потому что все главные храмовые комплексы были посвящены местным эллинистическим божествам; это могло означать, что в демократических и вольнодумных Афинах императорская власть не была главенствующей силой. Но ситуация изменяется, если обратиться к комплексу, известному как «Библиотека Адриана». Существует много версий назначения данного архитек- турного объекта. По одной версии «Библиотека» являла собой образец «Pacis» Веспасиана и Тита в Риме или имперский форум. По другой, данное сооруже- ние – это культурный центр. Но подобные объекты уже существовали в Афинах, поэтому версия о том, что Адриан мыслил затмить архитектурной красотой

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=