Тульская историческая весна - 2022
121 домашнего бремени. Появляются сюжеты «дочки-матери». «Демографическая» тема материнства не исчезла с открыток: на героинях можно было увидеть награды: орден «Материнская слава», которым награждались женщины, воспи- тавшие 7–9 детей, орден «Мать-героиня», присваиваемый многодетным мате- рям, воспитавших 10 и более детей. Необходимо отметить, что в 1970-е годы 8 марта в СССР не утратил своей «международности». Таких сюжетов стало даже больше. Женщины представля- лись как борцы за мир во всем мире, поэтому часто можно было встретить открытки, на которых изображены представительницы трех рас: монголоидной, европеоидной и негроидной. Также были открытки с большим числом женщин в этнических костюмах, они символизировали многонациональный народ СССР и его единение. Безусловно, главенствующие позиции на открытках к 8 Марта всегда зани- мали цветы. Самым распространенным цветком на открытках была мимоза – первые живые цветы, появлявшиеся в продаже как раз к началу марта. Букет ми- мозы был традиционным подарком к Женскому дню многие десятилетия. К концу 1970-х годов женский праздник становится всё более «умилитель- ным». Об этом свидетельствует то, что на открытках стали рисовать животных, как реальных, так и выдуманных. Развитие кинематографа и мультипликации по- влекло за собой популяризацию известных персонажей кино- и мультфильмов, поэтому на поздравительных открытках часто стали изображаться герои совет- ских анимационных фильмов. В СССР появилась традиция поздравлять коллег по работе, учителей, одноклассниц, что отразили и открытки. В конце ХХ в. стали издаваться открытки-фотографии, открытки с упрощен- ными цветовыми и композиционными решениями. В 1990-е гг. отмечается пе- риод спада в производстве открыток в связи с кризисом и неустойчивостью эко- номики страны [6, с. 47]. Как и несколько десятилетий назад, издатели открыток специализировались на агитационной и политической тематике и отодвигали по- здравительную функцию открытки на второй план. Отдельный этап развития открытых писем начинается к концу 1990-х гг., когда массовое производство открыток вновь возобновляется. В это время меня- лись ценностные ориентиры, культурные, информационные, коммуникативные предпочтения постсоветского общества. Поздравительная открытка стала основ- ной категорией выпускаемой типографской продукции, теперь в них печатались фотографические тематические композиции, фотоколлажи, оригинальные ри- сунки и спецэффекты (музыкальные и т. п.). В начале XXI в., в связи с появлением скоростных средств связи, открытка пе- рестала быть востребованной в качестве носителя информации для почтового от- правления, поэтому исчезли всякие ограничения на технические характеристики продукта [4]. Кроме того, в современной России всё большую популярность приоб- ретают нематериальные, виртуальные объекты – электронные открытки (e-cards) с эффектами анимации [1, c. 178]. Традиционные бумажные открытки утратили свою популярность. Вряд ли они вновь вернутся в праздничный обиход.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=