Тульская историческая весна - 2022

12 предписания и ритуалы служили демонстрацией того, что император был больше, чем человеком в самом городе Риме, а в провинциях эта концепция по- степенно была еще более усилена. С одной стороны, существовал церемониал вокруг личности императора в Риме, с другой стороны, культ императора, который властью Рима распростра- нялся в провинциях, в частности, в Греции; при этом стоит отметить, что там уже был опыт обожествления правителей. Можно сказать, что храмовый культ императора – это явление, главным об- разом, распространенное в Малой Азии. Бельгийский историк и археолог Франц Кюмон с помощью компаративного анализа пришел к выводу, что император- ский культ вобрал в себя множество других культов, в частности, Аполлона, Тота, Афины через ее синтез с Минервой. Таким образом, очевиден синкретический путь языческой традиции, на базе которого и выстраивался императорский культ [3 с. 50]. Объектом обожествле- ния однозначно признавался сам император, отождествляемый с божеством. Если говорить о культе императора с точки зрения позднеантичного права, то оно воспринималось как право города-государства в дополнение к синкрети- ческой религии императорского культа. То есть, вводивший императорский культ Октавиан Август действовал поступательно, включая в почитание культа в первую очередь граждан города Рима, а только потом всех жителей империума. Когда император Каракалла [9, p. 424.] своим указом 212 года распростра- нил гражданские права на всех жителей буквально путем включения всего насе- ления городов в один вечный город – Рим, он пытался распространить культ им- ператора и почитание правителя как «Divus» – верховного главы культа. Эти меры предпринимались для расширения лимеса «Pax Romana» [9, p. 423] до са- мой границы империума. Культ императора имел характерные особенности: Первая – это то, что жертва никогда не приносилась императору, а всегда была от его имени. Вторая особенность состояла в наделении большим значением изображения императора. Это важно при рассмотрении императорского культа в провинции Ахайя. В соответствии с местной эллинистической традицией культ императора мог быть соединён с поклонением самому важному местному божеству, в храме которого была установлена императорская статуя. Например, император Калигула пытался заставить евреев принять эту форму поклонения наравне с поклонением Яхве в Иерусалимском храме [2, с. 125]. Значение изображения императора также можно проиллюстрировать тем фактом, что все изваяния императора были культовыми изображениями и по- этому священными. У подножия статуи императора человек был безнаказан. Когда раб продавался, продавец был обязан сообщить потенциальному покупа- телю о предыдущих попытках побега и о том, бежал ли раб когда-либо к изобра- жению императора.

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=