Тульская историческая весна - 2022

116 отмечалось, что принимаемые государством меры по борьбе с нищенством, не являются действенными, поскольку 70 % задержанных нищих являлись инвали- дами войны и труда [3]. В те годы в стране не имелось в достаточном количестве домов для инвали- дов и престарелых, а также интернатов для слепых инвалидов. В 1952 г. для ре- шения данной проблемы планировалось построить 35 домов инвалидов и интер- натов. Однако по состоянию на 1 января 1954 г. было построено всего лишь 4 таких дома. В результате из-за нехватки мест в подобного рода учреждениях органы милиции были вынуждены освобождать большую часть задержанных. Более того, определенная часть нищенствующих инвалидов и людей пожилого возраста отказывалась от направления их в дома инвалидов, и даже активно ста- ралась этого избежать. Руководствовались они тем, что условия жизни в таких учреждениях часто были непривлекательными: скудное питание и не всегда должное внимание и отношение со стороны персонала. Поскольку жизнь таких учреждениях не всегда была лучше той, что на улицах, многие задержанные пы- тались снова вернуться к бродяжничеству. Кроме того, в Указе были некоторые ограничения для сотрудников милиции при задержании нищих и бродяг. Разре- шалось задерживать только лиц определенного возраста. Это должны быть тру- доспособные мужчины в возрасте от 18 до 55 лет и женщины в возрасте от 18 до 50 лет. Поскольку большая часть нищенствующего населения не попадала под этот возраст, или же являлась нетрудоспособной, то у сотрудников милиции не было оснований для их задержания. Таким образом, несмотря на попытку решить проблему нищенства, на прак- тике получалось, что милиция задерживала бродяг и направляла их в специаль- ные учреждения, откуда те пытались сбежать, Большую же часть задержанных вскоре приходилось отпускать, и они снова продолжали занимались привычным промыслом. Принимаемые меры оказались неэффективными, к концу же 1950-х гг. экономическая ситуация в стране заметно улучшилась, а количество нищенству- ющих оставалось практически на прежнем уровне. В этой ситуации следующим шагом со стороны государства стало ужесто- чение наказания за бродяжничество. Это нашло свое отражение в принятии указа «Об усилении борьбы с лицами, уклоняющимися от общественно полезного труда и ведущими антиобщественный паразитический образ жизни» [13], в ко- тором утверждалось, что труд является конституционной обязанностью, и по- этому трудоспособные граждане обязаны работать. Дальнейшие преобразования можно найти в 10-й главе Особенной части Уголовного кодекса РСФСР 1960 г. (ст. 209 и 209.1). В соответствии с ними си- стематическое занятие бродяжничеством или попрошайничеством подлежало наказываю путем лишения свободы на срок до двух лет, или исправительными работами на срок от 6 месяцев до года. Если же к ответственности привлекалось лицо, которое уже раннее было осуждено по ст. 209, то наказание предполагало лишение свободы до четырех лет [7]. Таким образом, в начале 1960-х гг. Советское правительство большое вни- мание уделило ликвидации бродяжничества и нищенства. Если до этого Указ

RkJQdWJsaXNoZXIy ODQ5NTQ=